Условия, при которых создавался опыт и результативность

Страница 1

Данный опыт формировался в работе учителем начальных классов ГУО «Гимназия №36 г. Минска» на протяжении последних 3 лет. В работе с любым детским коллективом есть свои трудности и проблемы. В моём классе психолого-диагностические исследования показали невысокий уровень мотивации к учебной деятельности уже в 1 классе. Во 2 классе 82% учащихся продемонстрировали достаточный уровень обученности, 18% средний и низкий и ни одного учащегося с высоким уровнем обученности. Кроме того, треть учащихся моего класса имели различные нарушения речи и занимались у логопеда. Познавательные интересы моих учеников простирались в основном в области природоведения, спорта и различных видов творчества. При этом социометрические исследования во 2 классе показали, что психологический климат в классе достаточно комфортный для всех членов классного коллектива. При выборе путей повышения познавательной активности учащихся и формирования ключевых учебных компетенции я взяла за основу позитивные факторы в развитии коллектива.

В ходе работы стало понятно, что коллективный способ обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) помогает в полной мере реализовать мне триединые задачи урока:

дидактические – учащиеся обучают друг друга, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, этапы усвоения и применения материала максимально сближены;

развивающие – учащийся выступает в роли и субъекта, и объекта образовательного процесса, материал подбирается в соответствии с особенностями ребенка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждать, доказывать;

воспитательные – опосредованно воспитывается забота всех о каждом и каждого обо всех.

КСО также позволяет достичь высокого уровня активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2–3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10–15 раз чаще, улучшается навык чтения.

Психолого-диагностические исследования учащихся в 4 классе показали, что 30,4% имеют высокий уровень обученности, 60,8% – достаточный уровень обученности, и лишь 8,7% – средний уровень обученности.

Результативность работы с использованием коллективного способа обучения отразилось в учебных достижениях обучаемых, в сложившемся благоприятном психологическом микроклимате в классе, в повышении уровня коммуникативности и благополучия членов детского коллектива.

Данная система работы помогает активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе. Мои ученики готовые к сотрудничеству, общительные. Они могут отстаивать свою точку зрения. Приводить аргументы выбранному решению. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети – «учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели сами учителя. Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу. По результатам исследования психолога гимназии в моем классе нет «отвергнутых» детей. Дети общаются друг с другом и во внеурочное время. Они принимают активное участие не только в жизни класса, но в жизни гимназии.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Возможности школы для взрослого населения села
Как показало проводимое социологическое исследование по Красноярскому краю, школа является площадкой развития не только детского населения любого села, но и центром развития, обогащения взрослого населения. А также для сельского социума шк ...

Школа как образовательный институт
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru