Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Новое в образовании » Система коррекционно-логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией » Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 6

Вводимые символы гласных напоминают детям о необходимости активно работать губами, что и обеспечивает утрированность артикуляции и четкость произнесения звукосочетания. В данном упражнении это интервокальная позиция согласного – ГСГ.

В последующем автоматизировали это звукосочетание в словах, где С – любой автоматизируемый звук.

На звук [с] – ОСА, УСЫ, ОСИНА и др.

На звук [л] – УЛЫБКА, УЛИТКА и др.

На звук [р] – АРОМАТ, ОРУЖИЕ, УРАГАН и тд.

Затем включали отработанные звукосочетания в словосочетания, в предложениях, в спонтанную речь.

6 модуль. СГСN. (С – автоматизируемый звук, Г – гласный звук, СN – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова (например, СОМ, СОН, СУК и тд.). Внимание обращали на четкость артикуляционных движений при переключении с одной артикуляции на другую. Произнесение сопровождали пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере с игольчатой поверхностью).

Варианты звукосочетаний.

При проведении упражнений по автоматизации слога СГСN на иппликаторе добивались четкой артикуляции всех трех звуков в умеренном темпе и одновременно последовательно прижимали пальцы обеих рук к игольчатой поверхности иппликатора (тренажера).

Далее закрепляли звук в структуре слога СГС в словах. Например, автоматизируем звук [c] – САБЛЯ, СУМКА, СИГНАЛ и тд.; автоматизируем звук [ш] – ШУБА, ШАГНУЛ, ШУТКА и т.д.; автоматизируем звук [л] – ЛАВКА, ЛОДКА, ЛАМПА и т.д.

В ходе занятия уточняли значения слов, используемых при автоматизации. Используемые при автоматизации символы гласных (схема №1) напоминали ребенку о необходимости активно работать губами при произнесении гласных. Это способствовало формированию прочных кинестезий, обеспечивало четкость произнесения слогов.

7 модуль. СNГС. (СN – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно; Г – гласный звук, С – автоматизируемый звук).

Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СNГС. Внимание обращали на четкость (утрированность) артикуляционных движений при произнесении всех звуков и при переключении с одной артикуляции на другую. Автоматизацию звука сопровождали пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере).

Варианты звукосочетаний.

При включении в автоматизацию пальцевых движений на иппликаторе четко артикулируют все три звука в умеренном темпе и одновременно последовательно поочередно прижимают пальцы обеих рук к игольчатой поверхности иппликатора.

Далее возможно закрепление звука в структуре слога СNГС в словах. Например, закрепляем звук [с] в словах БАСНЯ, ВОСТОК, ГОСТИ и тд.

В ходе занятия объясняли детям значение слов, которые включали в лексический материал.

8 модуль. ССNГ. Слог со стечением согласных.(С – автоматизируемый звук, СN – звук, который ребенок произносит правильно, Г – гласный звук).

Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога ССNГ. Внимание ребенка обращали на четкий переход от одного звука к другому. Напоминали, об активной работе губ.

Варианты звукосочетаний со стечением согласных звуков.

При выполнении данного вида упражнений по автоматизации звука в структуре слога ССNГ включали пальцевые упражнения на иппликаторе. Одновременно с четким произнесением двух первых согласных звуков проводили нажимы пальцами на иппликаторе на гласные звуки. Представленную в приложении таблицу№9 можно использовать в двух вариантах. Первый вариант, когда последовательно отрабатываются слоги вертикального столбца (работают поочередно все пальцы), а второй вариант, (приложение, таблица №9б) когда отрабатываются слоги, расположенные по горизонтали. Во втором варианте к иппликатору прижимается какой-то один палец в зависимости от участия в нем гласного.

Далее можно закреплять продуктивные модули слогов структуры – ССNГ в словах, словосочетаниях, предложениях. Сначала использовали этот слог в начале слова, а затем и в середине слова.

Например при при закреплении звука [с]: СВОБОДА, СКАЛА, СНЫ и тд. При закреплении звука [ш]: ШВЫ, ШКАФЫ, ШКОЛА и тд.

9 модуль. СNСГ – слог со стечением согласных, где автоматизируемый звук С стоит в середине.

Требование утрированности артикуляции звуков сохраняется. Напоминали детям об активной работе губ при артикуляции гласных и согласных звуков. Использовали символы гласных, которые помогают ребенку не забывать об особенностях артикуляции гласных. Вариант слога CNСГ – трудный, так как автоматизируемый звук стоит в середине и ребенок должен успеть перестроится на правильную артикуляцию звука, который еще не устойчив и требует высокой степени самоконтроля. Поэтому мы показывали замедленную артикуляцию отдельных слогов. Начинали отрабатывать слоги конструкции СNСГ в замедленном темпе. Мы объясняли и показывали перед зеркалом, как меняется положение губ на каждый звук.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое о педагогике:

Материальная база: средства и инструменты
Средства и материалы необходимые для работы на занятиях. Для обеспечения работы на занятиях потребуются препараты для очищения кожи, увлажняющий крем, тени для век, тушь для ресниц, карандаш для бровей, губная помада, тональная пудра. К вы ...

Метод и методология
Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в решающий фактор возрож ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru