Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Новое в образовании » Система коррекционно-логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией » Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 7

Варианты звукосочетаний со слогом СNСГ.

Приведенную в 9 модуле таблицу, где представлены различные сочетания звуков в конструкции слога СNСГ, можно использовать в двух вариантах.

Первый вариант: используются вертикально расположенные слоги (6 слогов с гласными [а, о, у, и, ы, э]). При автоматизации к иппликатору поочередно прижимаются 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й пальцы, а в 6-ом слоге к иппликатору прижимается вся ладонь. Ребенку предлагаются зрительные опоры - символы гласных звуков (схема №1), которые напоминают об активной работе губ при артикуляции гласных. Четкая, утрированная артикуляция необходима и при произнесении согласных при их стечении.

Второй вариант: используются горизонтально расположенные слоги. У каждого ребенка может быть индивидуальный набор этих слогов с одним гласным звуком. Это зависит от того, какие слоги мы пропустим, т.к. у ребенка этот звук еще не исправлен. Мы тренируем переключение верно произносимого звука на звук, который автоматизируем. Например, возьмем звук [с], но знаем, что у ребенка еще не исправлены звуки [л, р, ш, ч]. Предлагаем ребенку по подражанию, а затем самостоятельно произносить цепочку слогов: БСА, ВСА, ГСА, ДСА, КСА и тд. (пропускаем слоги, начинающиеся на звуки, которые у ребенка еще не исправлены). Если подключаем пальцевые движения на иппликаторе, то в нашем примере работает только 1-й палец (большой). При произнесении слогов ребенок большие пальцы обеих рук прижимает к иппликатору столько раз, сколько предложили слогов. Прижимание пальцами совпадает с произнесением гласного [а] в слогах.

Отработав в умеренном темпе произнесение слогов и автоматизировав переключения, предлагали для автоматизации слова, словосочетания, где слог конструкции СNСГ встречается в середине, вначале, в конце слова.

Например, при автоматизации звука [л] в словах со слогом СNСГ: ВЛАДИК, БЛАГО, ГЛАЗА и тд. Значение незнакомых слов объясняли, предлагали составить предложение с некоторыми из этих слов.

10 модуль. ГСNС. (Г – гласный, СN – согласный, который ребенок произносит правильно, С – автоматизируемый звук). Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГСNС. Напоминали, что губы активно работают, что и обеспечивает утрированное произнесение звуков. Включали пальцевые движения на тренажере с игольчатой поверхностью.

Варианты звукосочетаний.

Возможно два варианта работы по этой таблице.

Первый вариант: используют вертикально расположенные звукосочетания (6 слогов с гласными [ а, о, у, и, ы, э]). Если подключают пальцевые движения на тренажере, то поочередно, начиная с большого пальца да и до мизинца и ладони, прижимаются пальцы обеих рук в начале звукосочетания.

Второй вариант: используют горизонтально расположенные звукосочетания с одним и тем же гласным звуком, но разными согласными в середине ([б, в, г, д, ж, з, к, л. м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ]). Некоторые звукосочетания будут пропускаться, т.к. у ребенка возможно нарушение каких-либо звуков по мимо автоматизируемого. При втором варианте отрабатываются звукосочетания с одним и тем же гласным звуком, поэтому к поверхности ипликатора-тренажера будут прижиматься одни и те же пальцы обеих рук. Произнесение звукосочетаний со стечением согласных и одновременными пальцевыми движениями определяют умеренный темп произнесения. Акцент на гласный звук, вызванный прижатием пальцев обеих рук к игольчатой поверхности, предупреждает редуцированное произнесение гласных звуков. Так как в конструкции ГСNС последний согласный является начальным согласным следующего слога в слове, то для автоматизации в словах и словосочетаниях подбирается определенный лексический материал. Например, для автоматизации звуков [л] и [р] предлагаем слова: ОБЛАКО, УВЛЕКАТЬ, УЗЛЫ, ОБРАЗЕЦ, УБРАТЬ, ОГРАДА и др.

11 модуль. ГСNС. (Г – гласный, С – согласный, который закрепляем, СN – согласный, который ребенок произносит правильно). Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГСNС. Использовали символы гласных, которые призваны напоминать ребенку об утрированной артикуляции гласных. При включении в занятие пальцевых движений на тренажере символы гласных показывают последовательность движений пальцев на тренажере.

Варианты звукосочетаний.

Возможны два варианта работы по таблице.

В первом варианте повторяют звукосочетания из вертикального столбца. В этом варианте меняются только гласные в начале звукосочетаний.

Во втором варианте произносят звукосочетания, расположенные по горизонтали. В этом случае начальный гласный не меняется, а меняется конечный согласный звук.

После тренировки на произнесение звукосочетаний мы переходили к автоматизации звука в словах, содержащих аналогичные звукосочетания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое о педагогике:

Классификация методов воспитания
Методы воспитания «трудных» детей В.А. Сухомлинский писал, что трудные дети – это такие, на которых нельзя воздействовать общепедагогическими методами. Обычные методы воспитания, эффективные для большинства детей, к трудным детям применять ...

Обусловленность организации игровой деятельности на уроке литературы возрастом учащихся
Для детей младшего подросткового возраста важна яркость, артистичность, костюмированность, зрелищность. Многие еще играют игрушками, придумывают сюжеты, живут в них, для них интересна роль режиссера, дети этого возраста склонны к импровиза ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru