Курс предназначен для обучающихся 11 класса. Специфика программы заключается в учете объективных потребностей выпускника школы в получении знаний, умений, навыков по самостоятельному трудоустройству.
Пояснительная записка
Предлагаемый факультативный курс предназначен для обучающихся 11 классов.
Целью изучения данной программы является формирование у выпускников 11 классов в общеобразовательных учреждениях базовых знаний и умений профессионального поиска работы на рынке труда г. Мурманска.
Основными задачами программы являются:
информировать обучающихся о ситуации на рынке труда в Мурманске;
сформировать умения составлять и реализовывать алгоритм поиска работы;
сформировать умения самопрезентации.
Содержание программы факультатива должно обеспечить эффективное поведение выпускников 11 классов на рынке труда.
В целях активизации процесса обучения в учебную программу включены семь практических работ.
В процессе преподавания факультатива могут быть использованы в качестве дидактических материалы Мурманского областного центра занятости.
Практикоориентированная направленность изучаемых вопросов реализуется за счет специфики профильной направленности.
Тематический план
№ |
Темы |
Кол-во часов |
1. |
Рынок труда |
2 |
2. |
Технологии трудоустройства |
5 |
3. |
Профессиональная деятельность |
9 |
4. |
Профессиональная адаптация |
2 |
5. |
Основы профессиональной этики |
6 |
6. |
Основы трудового законодательства РФ |
2 |
7. |
Практикум |
7 |
8. |
Диагностика ЗУН обучающихся |
1 |
ИТОГО: |
34 ч. |
Формы проведения занятий
- Интерактивные занятия (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги);
- Лекции;
- Семинары;
- Дискуссии;
- Практикумы;
- Тестирование;
- Ролевые игры;
- Использование компьютерных технологий.
Содержание программы факультатива
Тема 1. Рынок труда (2 часа)
Понятие «рынок труда». Виды рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработанная плата как цена труда. Безработица как длительная несбалансированность рынка труда, рекрутинговые фирмы. Понятие «вакансия на рынке труда». Закон РФ «О занятости населения РФ».
Общая характеристика современного рынка труда в России. Изменения в общих требованиях к работнику 3 тысячелетия.
Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы.
Состояние занятости населения на рынке труда г. Мурманска. Общая характеристика особенностей безработицы. Проблемы в трудоустройстве молодежи. Социально-профессиональный «портрет» молодого безработного.
Тема 2. Технологии трудоустройства (5 часов)
Профессиональная деятельность: её типы, режимы (работа по найму, самозанятость и др.). Профессиональная деятельность в государственном секторе и на негосударственных предприятиях. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.
Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. «Вечные» профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). «Сквозные» (распространенные) профессии и специальности. «Дефицитные» профессии и специальности. «Перспективные» профессии и специальности. «Свободные» профессии и специальности (для режима самозанятости).
Новое о педагогике:
Формы индивидуализации обучения
Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств. Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выдел ...
Цели и функции систематизации в процессе обучения
Основная цель систематизации знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активн ...