Принципы краеведения в курсе «Экономики родного края»

Новое в образовании » Краеведческие принципы в экономических дисциплинах в школе » Принципы краеведения в курсе «Экономики родного края»

Страница 2

Конкретное проявление процессов развития экономической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих составляющих экономических процессов и, в том числе и о тех, которые недоступны непосредственному наблюдению учащихся. Местный краеведческий материал, таким образом, служит тем уже известным образцом (эталоном), к которому учитель прибегает для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании всех курсов экономики, а работа учащихся по изучению своего края — средством непосредственного познания многих экономических явлений. Опираясь на конкретные знания о своем крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания общих закономерностей экономической науки.

Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью, например роль засухи для местного сельского хозяйства, роль предприятий и их развития для экономики региона, особенности местного рынка труда и пр. Преподавание экономики, таким образом, строится не на «словесных схемах», а на наблюдениях подлинной действительности и в соответствии с жизненными потребностями. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию экономики повседневно и непрерывно, а не только во внеклассной работе, в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся. На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки. К сожалению, в настоящее время многие учителя учебное краеведение связывают только с организацией факультативов или внеклассной работы.

При правильной организации школьного экономического краеведения должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий с внеклассной краеведческой работой.

Многогранность окружающей жизни позволяет найти различные объекты краеведческого экономического изучения края: естественные богатства, состав и деятельность населения, хозяйство, рынок труда и пр.

Таким образом, принципы краеведения в обучении в курсах экономики являются важной составляющей, которая позволяет более подробно вникать в экономические процессы на примере изучения экономических особенностей родного края.

Таким образом, было выявлено, что функция региональных компонентов стандартов состоит не в простом дополнении содержания федерального компонента школьных курсов, а в решении задач мотивации и организации работы школьников с близким, доступным, эмоционально окрашенным историческим материалом, что должно способствовать развитию познавательной сферы, ценностных ориентиров и социализации личности школьников в целом.

Анализируя программы учебных курсов цикла с точки зрения наполнения региональным содержанием, мы пришли к выводу, что это возможно за счет включения в каждый курс региональной составляющей, что подразумевает:

– акцентирование внимания школьников на значимости вклада ученых – соотечественников в развитие мировой науки и цивилизации;

– иллюстрирование программного материала региональными примерами с включением данных о развитии экономики области, решением задач краеведческого характера, составленных на основе природоведческого, материала, а также направленных на оценку текущего состояния дел в регионе;

– нахождение в изучаемых фактах, законах и т. д. аналогов с жизнью человека, в частности, самого школьника.

В курсе экономических дисциплин краеведение является важной составляющей, ориентированной непосредственно на познание специфики экономического развития края, в котором проживают дети. Экономическое направление в краеведении рассматривает вопросы и современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть:

- современное население края;

- состояние народного хозяйства края в целом и отдельных его отраслей;

- населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края;

- отдельные предприятия и учреждения, составляющие народное хозяйство края (фабрики и заводы, рудники, совхозы и колхозы, порты, железнодорожные станции, научные учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, здравницы и т. д.).

Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса экономики и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края.

Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение учебного краеведения.

Таким образом, учебное краеведение в курсе экономики родного края преследует две задачи. Одна задача — всестороннее изучение своей местности, другая — использование краеведческого материала в преподавании.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

История появления факультативных курсов
С 1967 года были предложены факультативные курсы двух видов: 1. Дополнительные главы и вопросы систематических курсов основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному предмету; 2. Специальные курсы, развивающие и дополня ...

Школа VII вида
Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru