Народные игры и игрушки как средство социализации детей

Новое в образовании » Место и роль народных игр в социализации детей » Народные игры и игрушки как средство социализации детей

Страница 1

Как мы уже говорили, деятельность – важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми.

Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька»будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.

Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси и волк»

по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.

Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.

Рассмотрим некоторые из игр. В игре «Кто с нами»

, построенной по принципу переклички двух команд, дети передают движением работу в поле, о которой поют: пашут, сеют жито, жнут, кладут в снопы, везут на ток, молотят, пекут каравай и празднуют. В этой игре просматривается вся последовательность работы взрослых в поле. Дети узнают весь путь, который проходит хлеб до того, как он попадает на стол. Они понимают, как много нужно приложить сил, чтобы в итоге выпечь каравай. Конец игры завершается пиром, который символизирует радость после сбора хорошего урожая.

Игра «Воробушек»

связана с различными видами деятельности людей. Ведущий (воробей) показывает движением и мимикой ответы на вопросы, которые задают ему играющие. Он изображает работу грибника, рыбака, пастуха, косца, плясуна. Дети, знакомые с этими видами деятельности, выполняют образные движения в роли ведущего, остальные овладевают всем этим в игре.

Игра «Пахари и жнецы»

тоже строится на мотивах полевых работ. Но она несколько отличается тем, что в ней присутствует насмешка. Пахари и жнецы поочерёдно себя нахваливают и подсмеиваются над противоположной командой, показывают свою быстроту, ловкость. Здесь присутствует элемент соревнования. В итоге побеждают самые ловкие.

В игре «Лень»

главный персонаж наделён качеством, которое не находит

поддержки в реальной жизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. В игре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хороший урожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень не одобряют.

Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.

Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.

Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.

Детская игра в свадьбу имитирует все моменты взрослого обряда. Первоначально разыгрываются смотрины. Девочки выступают в роли будущих невест, где каждая хочет быть выбранной. «Жених» выбирает невесту, например, угадывая имена девочек, чьи лица закрыты платками. После того, как выбор сделан, «жених» и «невеста» преодолевают препятствия, мешающие им попасть в свой «дом». Затем они проходят испытания на предмет того, кто, например, лучше подметёт дом или быстрее запеленает куклу. После испытаний все поздравляют «молодожёнов», и игра начинается снова.

Ведущий во время игры приговаривает: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда не ругайтесь, помогайте друг другу». На протяжении игры участники поют величальные песни, а в конце всё может завершаться «свадебным пирогом».

Таким образом, игра в свадьбу знакомит детей с этим обрядом, учит тому, что в семье нужно жить дружно, всё делать сообща, тогда семейная жизнь будет счастливой и доброй.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Сущность и принципы педагогики Монтессори
Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобо ...

Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины
Исходя из педагогических основ личностно-ориентированного образования и анализа содержания обучения школьников по программам образовательной области «Технология» мы пришли к выводу, что для реализации личностно-ориентированного образования ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru