Развитие человека и его взаимодействие с окружающим миром называют социализацией. Это — развитие личности и самореализация на протяжении всей жизни, включая процесс усвоения и воспроизведения культуры общества. Социализированный человек противостоит некоторым жизненным обстоятельствам. Если он плохо адаптирован в обществе и противостоять ему не способен, он является жертвой социализации (конформист). В возникновении педагогической запущенности характер влияния на человека факторов социализации имеет большое значение. Такими факторами и обстоятельствами являются: психологический микроклимат семьи. В семье, где отсутствует взаимное доверие, любовь и дружба, несмотря на порядок и внешнюю тишину, дети растут непослушными, замкнутыми, раздражительными, тревожными. Социальная обстановка и позиция членов семьи (преимущество деловой занятости над общением с ребенком, материальных благ над духовными) имеет существенное влияние, потому как именно в ней формируется первичный социальный опыт детей, а затем на его основе он воспринимает окружающее и формирует отношение к жизни.
Взаимоотношения с учителями. Если преподаватель выказывает недовольство по отношению к невыполнению запущенным ребенком своих требований, ставит двойки, стыдит перед классом, ученик начинает демонстративно протестовать и замыкается в себе еще больше.
Отношение учителя к ученику с педагогической запущенностью порождает его неблагополучное положение в коллективе (классе). При конфликтах с учителями, отсутствии дружбы с одноклассниками у педагогически запущенного ребенка возникает душевная пустота, сознание одиночества, а они в свою очередь побуждают его искать утешения и поддержки в асоциальных группировках.
Изучив факторы, которые влияют на социально-педагогическую запущенность, можно выявить основные действия в ее комплексной диагностике. Она заключается во всестороннем и углубленном анализе личности ребенка – его положительные черты, недостатки и их причины, направленном на решение таких задач как достижение гармонии в развитии личности и повышение эффективности педагогического процесса. Исходя из характеристик сущности социально-педагогической запущенности, можно выделить содержательные критерии ее диагностики:
- отсутствие патологий в развитии,
- неблагоприятная социальная и педагогическая ситуация в развитии,
- неадекватная активность ребенка в качестве субъекта деятельности и общения,
- неразвитое самосознание ребенка,
- адаптация в окружающей среде,
- педагогическая трудность ребенка.
Методические критерии – объективность и отсутствие предвзятости, изучение процессов, состояний и явлений в развитии, единство прогностических и диагностических функций, диагностика целостности индивидуальности и единства изучения социальной среды и ребенка, сотрудничество с ним, изучение ребенка во время его общения и деятельности. Признаками педагогической запущенности, имеющими большое значение для ее диагностики, являются:
неадекватная самооценка ребенка и уровня его притязаний;
трудности в учебной деятельности, плохая успеваемость, связанные с отсутствием гармонии в развитии социально-педагогического генеза;
низкий социальный статус, который проявляется в отсутствии дружественных отношений со сверстниками, обструкции педагогов и отвержении родителями;
неадекватное поведение в социуме;
авторитарность родителей.
Педагог на основе своих наблюдений, используя критерии диагностики, может судить о соответствии ребенка приведенным выше характеристикам, а значит о наличии у него педагогической запущенности. Дальнейшая работа с таким ребенком проводится психологом, с использованием различных методов тестирования и коррекции.
Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды и преломляющимся через внутренние условия.
Новое о педагогике:
Нормативно-правовая основа организации платных дополнительных в дошкольном
учреждении
Для организации дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991г. «Ведомости Верховного Совета Рес ...
Стратегия социально-педагогического подхода к раскрытию личностного потенциала
девочек и мальчиков
Теория развития потенциала личности: понятие, истоки, компоненты, типы, особенности. В современных условиях решение многих социальных проблем определяется качествами человека. Личностный потенциал в этом смысле детерминирует культурный про ...