Обучение слушанию

Страница 2

Детальное восприятие текста на слух требуется в случае, когда проводится такой вид работы, как пересказ (изложение) услышанно­го (говоримого или озвученного) текста; пересказ объяснения учите­ля; когда нужно запомнить несколько заданий (если учитель их не записывает), чтобы выполнить их все в указанной последователь­ности; когда проводятся дискуссия, диспут.

1.4 Критическое восприятие основывается и на глобаль­ном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно требует крити­ческого осмысления воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивированного согла­сия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мысли и т. д. Установка на критическое восприя­тие текста практикуется в том случае, когда проводится изложение с дополнительным заданием, поисковое зада­ние, в котором используется текст.

Каждый раз, когда учитель призывает учащихся быть вниматель­ными, внимательно слушать, он, в сущности, обучает этому умению, но далеко не всегда это осознают и дети, и сам учитель. Между тем внимание эффективнее всего организуют мотивация предлагаемого задания, установка на восприятие, контроль за выполнением задания: «Мы учимся обсуждать спорные вопросы. Постарайтесь понять другую точку зрения, тогда сможете убедительно раскрыть свою, возразить»; «Вы должны оценить ответ товарища и свою от­метку мотивировать, объяснить, обосновать»; «Ваша задача — вы­членить и записать основное положение высказывания». И т. д.

Серьезное внимание нужно уделять культуре поведения при слу­шании, или культуре слушания. Ученики должны знать, что умение слушать не менее важно, чем умение говорить, что слушание и гово­рение одинаково важны в межличностном и групповом общении. Хо­рошее слушание облегчает усвоение информации, способствует уста­новлению контактов между людьми. Человек, который умеет слушать, не перебьет другого и легче его поймет, он не будет спорить по пустя­ку, не разобравшись в сути дела, и т. д. В умении слушать проявля­ются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, т. е. его культура.

Известны следующие виды работ по развитию умения слушать:

повторение учащимися высказанной учителем установки — задания;

запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов, всего, что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, спорного

положения, перехода к новой части сообщения и т. д.; запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т. д.;

составление набросков плана более или менее развернутых — в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы, пересказы­вать, интерпретировать услышанное и т. д ;

конспектирование, составление тезисов;

кодирование (символическое изображение) информации (со­ставление таблиц, схем и т. д.);

многократное прослушивание магнитофонной записи, грам­пластинки и т. д., предполагающее критическое осмысление услы­шанного, оценку как сути, так и формы изложения (в том числе его интонационного оформления).

Чтение — один из видов речевой деятельности, заключается в переводе

буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи[1:269]. Характерной особенностью чте­ния является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Следо­вательно, с помощью чтения человек реализует возможности так на­зываемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание.

Восприятие текста и активная переработка информации — вот основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая учебная зада­ча, которую должен решать учитель русского языка.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Реформирование до перестройки
Реформирование российского образования происходило постоянно с конца 50-х годов XX века. Оно официально объяснялось самым благовидным образом. Однако заявления реформаторов о благодатных целях реформ и ход реформирования не совпадали. Нель ...

Неклассическое воспитание О.С. Газман
Олег Семенович Газман (1936-1996) известный ученый, педагог и общественный деятель-реформатор. Он является автором уникальной системы организации летнего отдыха детей, руководил детским лагерем ЦК ВЛКСМ «Орленок» в пору его необычайно высо ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru