Овладение искусством художественной обработки ткани предполагает использование в процессе обучения традиции этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, дети осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения. Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения декоративно прикладного искусства способствует развитию их художественного творчества. Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого искусства.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка, как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.
Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создание оптимальных условий для развития творческой личности ребенка, его адаптации в современной жизни.
Для успешного развития творческих способностей в общеобразовательных школах учителя декоративно-прикладного искусства проводит с детьми большую внеклассную и внешкольную работу.
Внеклассная работа по декоративному искусству это проведение бесед, лекций, докладов, руководство кружкам и факультативам, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий и музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукции произведений мастеров декоративно-прикладного искусства детских работ), оформление школы к различным праздникам.
Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классные занятия. Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми по декоративно-прикладному искусству является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.
Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия по изобразительному и декоративному искусству.
В школьной практике широкое распространение получили кружки рисунка, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства, оформительского искусства.
Основная задача кружков по декоративному искусству развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа.
Как правило, в кружке одновременно занимаются 12-15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке декоративно-прикладного искусства дает возможность педагогу больше объяснить каждому школьнику правила рисования, перспективы и т.д.
Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время – 3-6 часов, тогда как на уроке изобразительного искусства длительный рисунок выполняется в течении 2-3 часов.
Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:
Воспитать у учащихся эмоционально-эстетичекое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;
Развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;
Научить грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов;
Сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;
Воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;
Научить анализу произведений искусства.
Важных видом занятий в кружковых являются ознакомление учащихся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства. В отличии от аналогичного вида занятий на уроках в кружке педагог имеет возможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, о творческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров.
Условия работы в кружках позволяют широко знакомить учащихся с произведениями художественных народных промыслов, с национальными особенностями культуры народов. Большой опыт работы накоплен в Москве, Санкт-Петербурге, Горьком, а так же в Армянской, Грузинской, Латвийской, Литовской, Украинской, Эстонской республиках.
Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.
Новое о педагогике:
Динамика уровней развития мелкой и артикуляционной моторики у
дошкольников с ОНР
Задачей данного этапа эксперимента является выявление динамики развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи. На предыдущем этапе работы нами было проведено экспериментальное обучение, направленное на развит ...
Методические рекомендации по проведению кружковой работы по вышивке
В старину детей приобщали к вышивке с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно вышивали небольшие работы, например, декоративно украшали платки. К 10-12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14-15 годам наиболее тала ...