Особенности возрастного развития физических качеств

Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета в процессе физической подготовки школьников.

Степень проявления физических качеств зависит от функционального состояния мышц (их возбудимости, сократимости, лабильности), характера нервной регуляции и уровня деятельности вегетативных функций.

Каждое из физических качеств развивается в тесной взаимосвязи с другими. Например, развитие быстроты происходит одновременно с развитием силы.

Раньше всех других достигают практически предельных величин скоростные качества. Быстрота движений зависит от скорости протекания физиологических процессов в центральной нервной системе и в месте нервно-мышечной передачи. Наиболее значительно быстрота движений повышается от 4-5 до 13-14 лет. Затем темп ее увеличения замедляется. Быстрота произвольного движения неодинакова в различных суставах: в дистальных она выше, чем в проксимальных.

Быстрота движений у учащихся за первые три года обучения в школе увеличивается на 60-85 %, в то время как в последующие семь лет она возрастает лишь на 15-40%. Объясняется это тем, что к семи годам ядро двигательного анализатора по степени зрелости приближается к мозгу взрослого человека. Значительно возрастает также подвижность нервных процессов, электрическая активность мозга. Таким образом, к семи годам организм ребенка оказывается достаточно подготовленным и морфологически, и функционально к реализации скоростных способностей в качества, обеспечивающие достаточно высокую быстроту реакции, скорость и темп движений.

Одновременно со скоростными качествами развивается силовая выносливость к работе динамического характера. Общая и статическая выносливость достигает предельных величин к 13-15 годам независимо от пола учащихся. Физиологическим механизмом является возрастное повышение способности нервной системы длительно поддерживать состояния непрерывного возбуждения нервных центров без наступления запредельного торможения. Выносливость к статическим усилиям мышц предплечья, туловища и икроножной мышцы наиболее значительно повышается у детей младшего школьного возраста. В 8-11 лет наименьшая выносливость к статическим усилиям наблюдается в разгибателях туловища, а наибольшая - в сгибателях и разгибателях предплечья.

Скоростная выносливость характеризуется способностью поддерживать высокий темп движений. Ее физиологической основой является развитие функциональной устойчивости нервных клеток к высоким ритмам оказываемых на них воздействий. Скоростная выносливость требует увеличения как аэробных, так и анаэробных возможностей организма.

Мышечная сила с возрастом увеличивается, что связано с увеличением поперечного сечения мышц, которое начинает интенсивно расти с семи лет. Для большинства групп мышц максимальная сила отмечается в возрасте 20-30 лет. К концу обучения в начальной школе доля мышц в массе тела составляет до 23%, в среднем школьном возрасте увеличивается до 33 %, к концу обучения она достигает 43-45 %.

Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости, имеющая четкую возрастную картину: у младших школьников она умеренно улучшается, в среднем школьном возрасте (к 14-15 годам) становится наилучшей (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет и до окончания школы темпы развития гибкости понижаются.

Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70 %), и продолжается в основном до 13-14 лет. У мальчиков высокие темпы роста наблюдаются от 9 до 15 лет периодически.

В разные возрастные периоды естественное, обусловленное созреванием организма развитие двигательных качеств различно. Очень плодотворными в этом отношении являются начальные годы обучения в школе, но в наибольшей мере двигательные способности проявляются в 4-8 классах. Напротив, в старших классах наблюдается снижение прироста результатов.

Новое о педагогике:

Психолого-лингвистические особенности аудирования
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная ...

Правила культуры общения
1. Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др. 2. Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми 3. Не перебивай взрослых, не в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru