Профессионализм – это реально достигнутый, достаточно высокий уровень овладения профессией. Профессионалом можно считать человека труда, который:
– освоил профессиональную деятельность на уровне лучших ее образцов (профессиональное мастерство);
– вносит творческий вклад в опыт профессии (профессиональное творчество);
– является субъектом своей профессиональной деятельности и профессионального развития: может осознавать строение своей профессиональной деятельности (и ее видов), умеет перестраивать и преобразовывать ее, преднамеренно осуществлять ее саморегуляцию и самокоррекцию;
– обладает определенной квалификацией, т.е. отвечает выработанным в обществе критериям качественной и количественной оценки соответствия своей компетентности категориям, разрядам, должностям в профессии;
– является достаточно зрелой личностью, освоившей и принявшей современные ценности, идеалы, менталитеты профессии, соблюдающей этический кодекс профессии;
– является активным участником акме-ориентированного процесса психического и профессионального развития, когда человек не довольствуется усредненными позитивными результатами своего труда, а стремится к высокопродуктивной деятельности, к наиболее полной самореализации своих личностных возможностей и тем самым к наиболее полному индивидуальному вкладу в общественный процесс.
Таким образом, профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека труда имеет сложную иерархическую структуру. В этой структуре разные уровни выполняют разные функции. Так, личность профессионала ответственна за ценностные ориентации, идеалы, менталитет, этические нормы в профессии. Субъект профессиональной деятельности в большей мере обеспечивает операционную сторону активности человека – осознание, регуляцию, координацию, преобразование деятельности и ее звеньев в соответствии с идеалами и мотивами личности. Качества квалифицированного специалиста регулируют тот уровень профессионализма, который нужен обществу в данной профессии и на данном рабочем месте. Характеристики акме-ориентированного человека придают труду черты процесса безграничного обогащения и углубления с ненасыщаемой мотивацией самосовершенствования и возрастания вклада индивидуального профессионального роста в общественный прогресс.
Сделаем некоторые выводы.
Развитие профессионала есть сложный многоуровневый процесс. Он включает становление человека труда как субъекта, квалифицированного специалиста, зрелой личности, личности с акмеологической ориентацией.
Эти «пласты» развития профессионала могут складываться неравномерно в ходе индивидуального профессионального развития. Так, не всякий работник становится реальным субъектом своей деятельности. Субъект деятельности, как человек, энергично строящий и регулирующий свою профессиональную деятельность, может и не являться зрелой личностью (широко известны примеры успешного предпринимательства при так называемом этическом нейтралитете, т.е. при отсутствии нравственных ценностей). Зрелая личность (одухотворенный человек) может и не достигать уровня субъекта деятельности, когда он при наличии своих зрелых мотивов и высоких устремлений не умеет организовать свою профессиональную деятельность, бездумно тратит свои психические ресурсы. Не всякий субъект деятельности достигает уровня квалифицированного специалиста. Не всякий специалист вырастает в профессионала.
Новое о педагогике:
Метод и методология
Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в решающий фактор возрож ...
Роль оздоровительных мероприятий в формировании здорового образа жизни
младших школьников
В течение всего периода практики пробных уроков и преддипломной практики, пройденной в МОУ Шульгинской сош в начальных классах, нами были проведены мероприятия с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников такие как: уроки по ...