Гуманизация в процессе обучения физике

Страница 1

Важнейшей задачей обучения в школе, особенно в педвузе, является формирование гармонично развитой личности с навыками ассоциативного мышления, умеющей чувствовать многообразие жизни (физической, социальной, духовной) и способной представить это многообразие при изложении, казалось бы, частного явления природы.

Если мы намерены формировать гармонически развитую личность, то в процессе обучения элементы естественнонаучной гуманитарной составляющей мировой культуры должны образовывать тот цельный образ реальности, который позволит учащимся свободно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому основным базовым принципом школьной реформы 1992 года является гуманизация и гуманитаризация образования. Физику следует рассматривать во всех ее формах и проявлениях, к тому же в причинной зависимости от остальных сторон человеческого бытия. Или как написали Зинченко В. П. и Моргунова Е. Б. "образование с попранным культурным пластом уже принесло и продолжает приносить свои горькие плоды в отставании науки и в ущербности тех, кто ей служит. " (Человек развивается: очерки российской психологии.)

В настоящее время проблема гуманизации рассматривается всесторонне (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якинская и другие). Один из разработчиков этой проблемы применительно к школьному образованию А.Б. Орлов подчеркивает, что в школьном образовании действительная гуманизация школы не может быть сведена лишь к изменению содержания образования и стиля педагогического общения. «Подлинный наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования – это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс» .

Гуманизация образования в настоящее время выступает в качестве одной из глобальной проблем, которая исследуется в широком социокультурном контексте общецивилизационных изменений. Это связано с тем, что гуманизация общества в целом, и образования в частности. Выступает как императив выживания человечества и сохранения его духовности. Гуманизация образования включает, прежде всего, гуманизацию содержания осознавать полезность и необходимость изучения школьного курса физики для успешного «построения» себя как творческой личности

Как отмечает Э.Д. Днепров, гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества учителя, школы, всей системы образования.

Сегодня научно-технический прогресс решительно вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Поэтому надо перестроить преподавание так, чтобы мощный "гуманитаризованный потенциал" физики был выявлен и эффективно использован в процессе обучения. Это позволит способствовать возрождению у студентов и школьников интереса к физике и вообще повысит эффективность народного образования.

Курс физика в общеобразовательных заведениях должен быть гуманитаризованным, призванным решать познавательные и воспитательные задачи обучения, развивать мышление, формировать мировоззрение.

Термин "гуманитарная физика" не имеет отношения к "физике для гуманитариев". Речь идет о физике, необходимой всем ученикам, независимо от их будущей специальности.

Важная задача гуманитарного курса – экстраполировать физические законы на человеческие проблемы. С точки зрения физики можно рассматривать немало проблем, имеющих непосредственное отношение к жизни человеческого общества. Понимание универсальных законов природы важно для того, чтобы противостоять невежеству, которое расцветает в обществе, где множество людей не владеют основами физики и готовы верить любым антинаучным измышлениям.

Гуманитарная физика имеет непосредственное отношение к художественной литературе, истории, фольклору (пословицы, поговорки, сказки, частушки, анекдоты, загадки). Ведь без знания законов природы, в частности электродинамики, порой трудно осознать пословицы: "Гроза застигла в поле ложись на землю", "Гроза бьет по высокому дереву".

Гуманитарное образование не только повышает удельный вес гуманитарных дисциплин в учебном процессе, но и привносит радикальное изменение самого типа этих дисциплин и дисциплин естественнонаучного цикла.

Естественнонаучная дисциплина в нашем случае – это физика, она не должна быть "слепой" поставляющей, готовые знания: необходимо, чтобы она развернулась перед учащимися, как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая программа идей и людей, как взаимосвязь и взаимовлияние, наука и техника, экономика и хозяйствование, как осознание глобальных проблем человеческого общества.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста
Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей. Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд, в порядке: Выразительно читается текст произведения; Детям дает ...

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс м ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru