Гуманизация в процессе обучения физике

Страница 2

Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, “есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность”. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение – своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры.

Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса преподавания физики, его обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой – важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Действительно, приобщая учащихся к ценностям науки и научного познания, мы в итоге стремимся к тому, чтобы эти ценности стали приобретением учащегося, помогающему ему самореализоваться как личности творческой.

Физическое образование дает возможность учащимся приобщиться к научным знаниям не в готовом виде, а в процессе поиска истины и развития в соответствующем культурном контексте, которые, по убеждению Б. Паскаля, должны усваиваться при непременной гармонии разума и сердца.

В настоящее время ценностные смыслы науки исследованы вполне достаточно, чтобы быть учтенными и реализованными в физическом образовании. Учебный предмет физики, вводящий учащегося в мир научного знания и мышления, изначально обладает определенным потенциалом приобщения учащихся к ценностям культуры.

Раскрытие ценностей науки и научного познания, по сути понятных и близких каждому учащемуся и потому актуальных для его развития, возможно при условии, если учебное физическое знание предстанет перед ним в качестве одного из элементов современной культуры. Используемый в этих целях социокультурный материал, включающий в себя методологические, мировоззренческие, историко-научные, биографические и общекультурные знания и представления, предлагает рассмотрение вопросов физики в тесном взаимодействии с ценностно-мировоззренческим осмыслении существа этой науки.

Таким образом, задавая учебному знанию функцию инструмента формирования личности обучаемого, мы тем самым создаем гуманные условия для осмысленного положительного отношения учащихся к научным знаниям и науке в целом. Усвоение курса физики как совокупности ценностей культуры, происходит успешнее, если научные представления, ценностно-мировоззренческие установки и нравственные принципы формируются в ходе обучения как личностные убеждения, складывающиеся в результате напряженных душевных усилий по усвоению и последующему критическому осмыслению различных точек зрения на обсуждаемые вопросы физики .

Исходя, из этого можно сделать вывод – основным путем гуманизации процесса учения каждого школьника является индивидуализация его познавательной деятельности. Выполнение этой задачи хорошо вписывается в общий контекст гуманизации школьного образования.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Школа как образовательный институт
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образ ...

Неклассическое воспитание О.С. Газман
Олег Семенович Газман (1936-1996) известный ученый, педагог и общественный деятель-реформатор. Он является автором уникальной системы организации летнего отдыха детей, руководил детским лагерем ЦК ВЛКСМ «Орленок» в пору его необычайно высо ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru