В начале 50-х г. бурный технический прогресс поставил перед общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду. Исходя из требования индустриального производства, XIV съезд КПСС в 1952 г. принял решение о развертывании в общеобразовательной школе трудовой политехнической подготовки учащихся. В соответствии с решениями партии Министерство просвещения РСФСР совместно с Академией педагогических наук СССР в 1954 г. пересмотрели учебный план общеобразовательной школы и включили в него трудовое обучение. В начальных классах этот предмет стал называться ручной труд. В содержание уроков включались работы с бумагой, картоном, тканью, глиной, древесиной, проволокой и другими материалами.
В 1956г. на XX съезде КПСС были конкретизированы задачи и основные направления трудовой политехнической подготовки учащихся.
В 1958г. Верховные Совет СССР утвердил «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в котором отмечается, что «перестройка системы народного образования будет иметь огромное значение для дальнейшего материального и духовного развития советского общества, повысит роль советской школы в образовании и воспитании школы, лучше обеспечит подготовку высококвалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства».
В 1959/60 учебном году программа по труду была значительно изменена и получила название «Трудовое обучение и общественно полезный труд». В качестве основной в этой программе была поставлена задача подготовки учащихся к жизни, самостоятельной трудовой деятельности. Содержание трудовой подготовки оставалось в основном таким же, как и в программе 1954/55 учебного года.
В 1961 г. на XXII съезде КПСС было уделено большое внимание повышению воспитательной роли труда. В решениях XXIII (1966 г.), XXIV (1971 г.), XXV (1976 г.) съездов КПСС указывалось на очередные задачи, стоящие перед школой в области трудового воспитания политехнического образования и профессиональной ориентации учащихся.
На XXVII съезде взят курс на ускорение экономического и социального развития страны. В решениях съезда большое внимание уделялось развитию народного образования, улучшению подготовки подрастающего поколения к труду.
Целью трудового воспитания и обучения в школе являлось привитие любви и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферой обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки….
В постановлении ЦК КПСС о перестройке высшего и среднего специального образования (1986г.) указывалось: «Начавшаяся в соответствии со школьной реформой перестройка… направлена на всемерное улучшение учительских кадров, призванных поднять на новый уровень образование и воспитание подрастающего поколения, его подготовку к самостоятельной трудовой жизни…».
Когда отшумели бурные речи по поводу пресловутой школьной реформы, наступившее время либерального романтизма, названное перестройкой, высветило не очень впечатляющие «достижения». Выяснилось, что из 1,5 млн. рабочих мест в школах почти половина не отвечает элементарным требованиям, что 90% оборудования, предназначенного для трудового и профессионального обучения, изношено до предела. Оказалось, что тысячи сельских школ так и не имеют школьных участков. Стало очевидным, что получаемые в школе и УПК профессии не нужны ребятам – лишь 11-14% выпускников в 1986-1987гг. связали с ними начало своего трудового пути, при этом на деле подтвердилось не более 4% присвоенных школьникам разрядов.
Новое о педагогике:
Своеобразие методики ознакомления детей со скульптурой малых
форм
Выбирая произведения скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитат ...
Результаты работы с детьми
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководит ...