Технология как учебный предмет

Страница 1

Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В связи с этим в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России включена новая образовательная область «Технология».

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания, из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области с 1 по 11 класс в объёме 808 часов.

Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантивное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Под базовым содержанием понимается минимальный объём знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений. Углублённое изучение разделов «Технологии» и профессиональная подготовка школьников могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной частей учебного плана.

Школьные предметы предоставляют обычно множество разных проб для выяснения учениками своих способностей и желаний заниматься тем или иным видом деятельности, изучать или не изучать углублённо ту или иную область знания. Пробы, предоставляемые в предметной области «Технология», по замыслу имеют интегративный межпредметный характер. А само содержание предмета «Технология», входит в противоречие с традиционными уроками «труда».

Прежде всего, такие уроки должны информировать школьников минимум по трём направлениям:

*Труд человека в производстве (обработка основных материалов; технологические свойства материалов; инструменты и приспособления; основные трудовые операции; организация производства; сбыт и продажа продукции; рынок товаров; художественное конструирование изделий промышленности; обеспечение безопасности труда; экология производства; производственные кадры и др.).

*Труд человека в непроизводственной сфере (образование; культура; искусство; ремёсла; основное производственное оборудование; технологические процессы в основных областях деятельности здравоохранение; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения; обеспечение безопасности труда; предпринимательская деятельность и др.).

*Труд человека в быту (эксплуатация и ремонт жилища; домашняя экономика; дизайн и обеспечение комфорта в доме; приготовление пищи; уход за больными, детьми и престарелыми; уход за домашними животными и цветами; трудовые обязанности членов семьи; художественное конструирование домашних изделий и интерьеров; обеспечение безопасности труда в семье; экология семейного хозяйства и др.).

Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения?

Жизнь заставляет пересмотреть некоторые концептуальные положения теории трудовой подготовки в школе. Нельзя отрицать, что многое из того, чем руководствовались педагоги в процессе реализации идеи трудового, политехнического образования в средней школе, сегодня кажется не столь непреложным и незыблемым. Школьника нужно рассматривать в первую очередь как личность, а личность реализуется в разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru