Психолого-педагогическое обоснование использования разных уровней интеграции в организации урока географии

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Психолого-педагогическое обоснование использования разных уровней интеграции в организации урока географии

Страница 2

Рождение абсолютно новых предметов (курсов).

Появление новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов.

Рождение циклов (блоков), объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.

Разовые интегративные уроки разного уровня и характера как пробы сил учителя в новом направлении.

Исследуя процесс интеграции, другой ученый, А. Католиков, видит два ее вида: горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторялся в разные годы обучения на разном уровне сложности).

А.А. Ятайкина, проанализировав структуру интеграции, предложенную названными выше авторами, в своей практической деятельности определила следующие уровни интеграции.

1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень носит иллюстративно-описательный характер.

2. Проблемная интеграция (одну проблему учащиеся решают в процессе изучения ряда предметов). Возникает обобщенная ситуация, предполагающая различные пути решения.

3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех ее средств и методов).

4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Последний, диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из различных областей знаний, синтез конкурирующих понятий. Если человек умеет видеть определенную тему – проблему – концепцию – мир в одновременном сопряжении различных их аспектов и оперирует уровнями мышления, - это наивысшая степень интеграции, позволяющая ему представить мир как целостную картину бытия.

Академик Ландау говорил, что человек в процессе познания природы может оторваться от своего воображения, он может открыть и осознавать даже то, что ему не под силу представить.

Теория и методика обучения географии, а, следовательно, и учебный предмет, теорию и историю географии пользуются разными средствами постижения, различными способами мышления. Если представить содержательность интеграции во взаимодействии всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопредложение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.

Таким образом, интеграция – это объединение частей в единое целое. На уроке географии – это объединение различных предметов и объединение усилий разных сторон в целях географического развития учащихся. Интегрированные уроки по географии могут проводиться на нескольких уровнях: межпредметном (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т.д.) и внутрипредметном. Исследователь А.Б. Ланцова выделяет и другие возможные уровни интеграции: взаимодействие учителя географии с сотрудниками научных учреждений.Таким образом, возможности интеграции как способа организации урока географии безграничны.

Окружающий ребенка мир расчленен, раздроблен на части и предметы. У подростка не остается сил и времени на постижение географии, способов взаимодействия с миром и людьми. Нужна модернизация урока – как основной формы обучения в школе. Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог, и т.д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати, начиная с 80-х годов, и до сих пор вопрос интеграции в обучении является одним из часто поднимаемых в методических журналах.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Эффективность технологии преподавания физической культуры для студентов-двигателистов
В последние годы интенсивно ведутся поиски научных основ систематизации и анализа новых технологий обучения в высшей школе, а также современных педагогических методов. Приоритетной задачей, стоящей перед кафедрами физического воспитания ВУ ...

Развлечение, как одна из форм организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Неотъемлемой частью повседневной жизни детей дошкольного возраста, независимо от того, что посещают они детский сад или нет, являются развлечения. Развлечение - одна из форм организации детей, которая преследует несколько целей: доставить ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru