Способы организации современного урока географии

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии

В условиях интенсивной логизации и технологизации учебного процесса в средней школе особенно остро встает вопрос о преподавании таких специфичных предметов, как география, и другие. Стремление дидактов, педагогов с помощью образовательных технологий добиться конкретного, заранее спланированного результата и зафиксировать его нередко становится сомнительным, когда речь заходит о восприятии учеником художественного произведения или о его оценке поступков персонажа.

Теория и методика обучения географии, решая целый комплекс насущных проблем, связанных с обновлением географического образования, поиском структуры как образовательного процесса, так и урока географии в частности, продолжает отстаивать предшествующий опыт, накопленный наукой, и активно осваивать новые педагогические технологии.

Все труднее современному учителю географии «подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя « (М.А. Рыбникова), так как нацеленность на качество знаний и умений в учебном процессе средней школы практически никак не соотносится с чувственной сферой развивающегося школьника.

Исследуемая в курсовой работе тема требует использования большого количества понятий из разных областей знания. Прежде всего, следует уточнить, что как синонимы берутся понятия «метод», «способ», «технология», которые намечают стратегические цели в организации урока географии, основаны на закономерностях учебного процесса, помогают четко определить желаемый результат, предъявить критерии для его достижения и выстроить модель урока, организовать деятельность учителя и учащихся. Они реализуются благодаря многочисленным методическим приемам, видам деятельности участников урока в каждой конкретной ситуации. В работе задействованы также такие понятия, как «интеграция», «дифференциация», »игра», «творчество» и связанные с ними «креативность», «коммуникативность», «способность» и ряд других в связи с литературно-творческой (художественной) деятельностью учителя и учащихся на уроке географии. Выбранные в качестве ведущих Способы организации урока, выбранные в качестве ведущих, как показывает теоретическое обоснование и практика их воплощения в средней школе, могут нередко пересекаться, взаимодействовать, что не противоречит их сущности как основного стержня, каркаса урока.

Методическую основу курсового сочинения составляют:

- социальная обусловленность искусства и образовательно-воспитательного процесса обучения географии в средней школе;

- труды по теории урока как законченного целого, как урока в системе уроков М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, М.А. Данилова, В.И. Стрезикозина, И.Т. Огородникова и особенно положения и классификация методов организации урока Ю.К. Бабанского;

- положения и идеи психологов по формированию творческого мышления, художественных способностей А.М. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, Кан-Калик, Я.А. Пономарева, Т.В. Кудрявцева и других;

- опыт методистов в создании уроков географии, предлагающих разные классификации (В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова), идея о творчестве и сотворчестве учащихся на уроке географии М.А. Рыбниковой;

- положения авторов, разрабатывающих новые педагогические технологии в обучении (С.Ю. Курганова, В.К. Дьяченко, И.Н. Закатова, Дж. Найта, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и др.).

Теория и методика обучения географии как частная педагогическая наука постоянно осмысляет опыт прошлого и современную тактику учительства страны.

Изменившиеся в настоящие годы содержание и цели географического образования предполагают обновление традиционных и поиск новых способов организации уроков географии. В связи с чем тема дискутируется и является актуальной.

Цель курсовой работы: исследовать ведущие способы организации современного урока географии. Задачи, реализующие поставленную цель в работе:

- осмыслить сущность интеграции как одного из основных способов организации урока географии;

- раскрыть суть дифференциации и ее возможности в построении уроков географии;

- рассмотреть игру как одну из форм организации урока географии;

- раскрыть особенности организации урока на основе коллективного творчества учащихся;

- разработать вариативные методики внедрения предложенных способов организации урока географии;

- обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.

В ходе разработки курсового сочинения была выдвинута следующая гипотеза: разрешить противоречия в сложившейся современной практике обучения географии возможно, если:

- использовать в организации урока такие технологии (способы), как интеграция, дифференциация, игра, творчество учащихся;

- учитывая возраст учащихся, разработать доступные вариативные методики реализации предложенных способов организации урока географии.

Новизна работы заключается в дискуссионности взгляда на проблемы современного урока географии как художественно-педагогического процесса, в методологическом обосновании и внедрении ведущих способов организации урока географии последних двадцати лет с учетом положительного методического опыта прошлого.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения по способам организации современного урока географии и сами разработки уроков могут быть использованы учителями в практике общеобразовательной школы, студентами-практикантами вуза.

Новое о педагогике:

Принципы краеведения в курсе «Экономики родного края»
Краеведческий компонент при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство. Производст ...

Использование метода проектов на уроках музыки для прогнозирования профессиональных устремлений учащихся
Современная педагогика все чаще обращает внимание на развитие детской креативности. По сути, «creative»в переводе с английского языка - «творчество».В конце прошлого столетия иностранное слово попадает в лексикон бизнесменов, и, конкретно, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru