Поиск методики организации рецептивно-креативной деятельности и свободного творчества учащихся на уроке литературы

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Поиск методики организации рецептивно-креативной деятельности и свободного творчества учащихся на уроке литературы

Страница 1

Творчество способно помочь современному подростку, самодостаточному, «компьютерному», не в меру амбициозному или равнодушному понять субъективную реальность – мир человеческих ощущений, переживаний, чувств, отношений, суждений.

В освоении учениками базового общеобразовательного курса литературы при стандартном объеме часов консультации к уроку творчества проводятся учителем дополнительно или часть работы приходится на предыдущий урок анализа художественного произведения. В Пушкино плодородный грунт заказывают с доставкой самосвалом.

Таким образом, в практике школы на подготовительном этапе это могут быть уроки, предваряющие творческую деятельность (сочинительство) учащихся и задающие нормы личной активности и открытости в обсуждении темы, жанра, композиции, содержания и других компонентов предполагаемого коллективного сочинения. Или же учитель проводит урок-консультацию в форме коллоквиума (в старших классах) по обсуждению вариантов написания творческой работы.

Урок, организованный на основе творчества, - принципиально новый способ овладения учащимися сочинительством, способ их «погружения» в литературу. Когда ученик выступает соавтором художника, то есть включается в рецептивно-креативную деятельность на уроке литературы, учитель выстраивает особые отношения между автором и читателем. В этом случае «литературные произведения предстают как тексты, запрашивающие соавторство школьника-читателя».

В системе диалогического изучения литературы, по мнению С.В. Беловой, есть возможность формировать эмоционально-ценностное отношение к миру или «эстетическое отношение к жизни», с точки зрения А.А. Мелик-Пашаева.

По аналогии с законами создания литературной сказки, басни, рассказа, очерка и других жанров произведений писателей ученики создают собственное, индивидуально или коллективно. Наряду с традиционными творческими работами С.В. Белова предлагает новые, оригинальные, например, «Мой потрет стихами А.С. Пушкина», «Письма Онегина и Печорина друг другу» и многие другие. Писатель нередко сам подсказывает, какую ремарку ученикам следует включить в создаваемый литературный сценарий на основе рассказов А.П. Чехова, фрагментов романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и других.

Творчество как способ организации урока литературы предполагает самые разнообразные методические находки, учитывающие возрастные особенности учащихся. В средних и старших классах у них возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранный сценарий, создаваемое произведение. Литературно-творческие способности учащихся ищут выхода. Вовлечение их в творческий процесс решает много других задач: обогатить нравственно-эстетическое сознание учеников теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы, и, главное, теми собственными находками, которые используются одноклассниками в совместной работе. При использовании коллективного творчества на уроке литературы учитель, опираясь на индивидуальные художественные способности учащихся, учитывая их интерес, прибегает к разумному «разделению труда». Сочиняя сценарий литературного вечера, посвященного памяти В.М. Шукшина, старшеклассники долго выбирали тему, остановились на варианте формулировки «Твой сын, Россия…» Начало сценария, самые главные, первые слова решили взять из стихотворения А.Вознесенского «На смерть Шукшина». Затем подбирали фразы, так же берущие за душу:

- что Василий Макарович будет жить, пока его любят и помнят;

- что не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного;

- что Алтай, думы о матери, о детях, о Родине не покидали его до самой смерти.

Затем решали вопрос о том, какие стороны его творчества отразить в сценарии: деятельность писателя, сценариста, актера, кинорежиссера, чьи высказывания использовать. Например, отобрали фрагмент «Из воспоминаний Петра Проскурина», Ю. Никулина. Для всех учащихся нашлось дело: кто искал и делал отбор «зрительного ряда», продумывал, где его место в сценарии вечера, кто отбирал музыку и отстаивал свое мнение, другие углубленно изучали биографию писателя, знакомились с воспоминаниями односельчан, перечитывали и отбирали отзывы актеров, художников слова об этом сыне Отечества. Всем и каждому было, что предложить для коллективно создаваемого произведения.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Развитие профессионала с акмеологической точки зрения
Рассмотрим подробнее особенности профессионального пути и развития профессионала. Концептуально с акмеологических ¹ позиций развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личнос ...

Историко-эволюционная концепция развития человека
Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто­генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво­их собственных свойств (физических да ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru