Игра как способ организации урока литературы расширяет возможности методики использования игровой деятельности учащихся: читательской, исполнительской, групповой, фронтальной, с элементами интегрирования и т.п. Теория и практика исследуемой темы дипломного сочинения убеждает, что успех урока на основе игры зависит не только от деятельности учащихся, их активности, увлеченности, но и от того, насколько удачно, профессионально учитель-словесник смоделирует игровые ситуации, создаст атмосферу успеха, будет способствовать раскрытию их способностей на разных «игровых полях».
Искусство многообразно, многоаспектно, неисчерпаемо, полифункционально. Использование творчества как одного из основных способов организации урока литературы обязательно предполагает включение участников в межличностную коммуникацию, а в итоге в художественную коммуникацию. В таком виде деятельности создаются, синтезируются субъективные образы учеников, порождения их фантазии, воображения, интеллекта и эмоций. Урок литературы на основе творчества (творческого дела) далек от догматизма и единообразия, открыт для настоящей дискуссии, защиты учеником своего варианта художественного образа, реплики героя, своего видения эпилога, пролога произведения какого-либо автора. На первых этапах сочинительства учащиеся осваивают законы жанра на примере изучаемых программных произведений: басни, сказки, рассказа, очерка и т.п. Диалоговое мышление складывается постепенно. Рабочая модель урока-творчества связана с созданием особого нравственно-психологического климата в коллективе. Ученик-автор, как показывает опыт З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной, А.А. Мелик-Пашаева и ряда других ученых-экспериментаторов, а также эмпирический опыт учителей-словесников, с детских лет имеет предрасположенность к художественному творчеству. Однако существенных результатов добиваются те учителя, которые целенаправленно готовят учеников к профессиям, связанным с этой сферой деятельности: журналистика, преподавание гуманитарных дисциплин и т.п. Даже эпизодическое вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроке литературы убеждает, что у них формируется эстетическое отношение к жизни, некоторые художественные способности: воображение, образная память, «чувство слова», чувство ритма. При составлении литературного сценария учащимся пришлось быть терпимыми к тем ученикам, чьи «заготовки» больше отвечали теме, были эмоциональнее или к тем, кто интереснее излагал материал. Коллективное обсуждение каждого компонента сочиняемого сценария – хорошая школа со-творчества.
Новое о педагогике:
Своеобразие методики ознакомления детей со скульптурой малых
форм
Выбирая произведения скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитат ...
Теоретические предпосылки методики воспитательной работы
Из всего сказанного в первой главе можно сделать обобщенный вывод, что продуктивность воспитательной системы объясняется тем, что между взрослым миром и детским миром возникает некий, с одной стороны, замкнутый, с другой – преобразующий сл ...