Изменение физиологических функций организма при развитии утомления

Новое в образовании » Физиологические основы развития утомления » Изменение физиологических функций организма при развитии утомления

Страница 1

Нервная система. Нервная система играет важную роль в регуляции всех происходящих в организме процессов. Управле­ние движениями, высококоординированная связь меж­ду двигательным аппаратом и функциями вегетатив­ных органов и систем осуществляется благодаря цент­ральной нервной системе.

В процессе тренировки и соревнований происходят отчетливые функциональные сдвиги в состоянии нерв­ной системы, особенно при длительных нагрузках на выносливость.

Значительные изменения в состоянии нервной системы, как правило, служат наиболее ран­ними и постоянными объективными симптомами пе­ренапряжения и перетренированности.

Для исследования нервной и нервно-мышечной систем используют комп­лекс методов клинического обследования (расспрос, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительной и двигательной сфер, вегетативной нервной системы) и специальные инструментальные методы (электроэнце­фалография, электромиография, хронаксиметрия и др.).

Расспрос выявляет жалобы на нарушение вни­мания, памяти, на изменения настроения, чрезмерную утомляемость, вялость, головные боли, повышенную возбудимость, раздражительность, плохое засыпание, беспокойный сон. При обследовании черепно-мозговых нервов основное внимание обращают на конверген­цию (содружественное движение глаз), аккомодацию (сужение зрачков), ширину зрачков и их равномер­ность, правильность формы и реакции на свет. При ис­следовании чувствительной сферы устанавливается состояние болевой, тактильной и температурной чув­ствительности, а также мышечного чувства. Исследо­вание двигательной сферы включает определение су­хожильных рефлексов, пробу на устойчивость в позе Ромберга, пробы на координацию. Сухожильные реф­лексы вызываются ударом по области рефлексогенной зоны: при определении коленных рефлексов — у под­коленной чашечки в области ее связки, а при определе­нии рефлексов ахиллова сухожилия — пяточной кос­ти. Отмечается симметричность и степень живости рефлексов. Они оцениваются по трехбалльной систе­ме: высокие — 3 балла, средние — 2, низкие—1 балл; отсутствие рефлексов (арефлексия) отмечается особо.

Для определения устойчивости в позе Ромберга об­следуемому предлагают встать, сдвинуть стопы (носки и пятки вместе). При слабой степени атаксии заметно качание, усиливающееся, когда закрыты глаза (симп­том Ромберга).

Для исследования состояния вегетативной нервной системы применяется проба Ашнера, отражающая воз­будимость парасимпатической иннервации сердца, и ортостатическая проба, определяющая возбудимость симпатического отдела сердечно-сосудистой системы, а также исследование дермографизма. Проба Ашне­ра— глазо-сердечный рефлекс. После подсчета пуль­са у обследуемого в положении лежа надавливают через закрытые веки на глаза достаточно сильно, но не до боли; спустя 10 сек, от начала надавливания под­считывают пульс в течение 20 сек; полученную цифру утраивают, чтобы определить количество ударов в минуту. При нормальной возбудимости парасимпатиче­ской иннервации сердца замедление пульса не превы­шает 4—12 ударов в минуту; замедление, превышаю­щее 12—15 ударов, указывает на повышение возбуди­мости блуждающего нерва. Если эта возбудимость снижена или повышена возбудимость симпатического нерва, то частота пульса не изменяется или даже увеличивается. Глазо-сердечный рефлекс у детей и подростков обычно выражен более резко, чем у взрослых. Тренированные спортсмены, как правило, имеют резко выраженный рефлекс. Ортостатическая проба дает возможность судить о нормальной возбудимости симпатической иннервации сердечно-сосудистой сис­темы и основана на изменении реактивности организма при переходе из горизонтального положения в вертикальное. В положении лежа у обследуемого подсчитывают пульс до устойчивых величин, измеряют артериальное давление и предлагают спокойно встать. После этого вновь подсчитывается пульс и определяет­ся артериальное давление. Нормально при переходе из положения «лежа» в положение «стоя» пульс в сред­нем учащается на 12—18 ударов в минуту, а макси­мальное давление повышается в среднем на 10—15 мм рт. ст. Учащение пульса более чем на 18 ударов че­рез минуту после вставания указывает на повышен­ную возбудимость сердечного отдела симпатической нервной системы, на расстройство нервной регуляции сосудистой системы. Учащение пульса на 40 и более, ударов в минуту при уменьшении данных максималь­ного давления расценивается как наихудший показа­тель для функциональной способности сердечно-сосу­дистой системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Личность ребенка младшего школьного возраста
В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллекти ...

Подготовка мастера к занятиям
Сложный и многогранный учебно-воспитательный процесс осуществляемым на уроках производственного обучения в учебных мастерских будет успешным, если он всесторонне осмыслен и подготовлен. Мастер обязан продумать процесс обучения и воспитания ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru