Лингвистическая характеристика устной речи

Страница 8

Убеждение – это процесс воздействия на эмоциональную и рациональную стороны психики слушателей. Степень эффективности убеждения зависит от заинтересованности людей, их предрасположения к принятию информации. Чтобы убеждение было эффективным, речь должна отвечать следующим требованиям:

а) содержание и форма речи должны соответствовать уровню возрастного развития личности слушателя;

б) рассуждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;

в) выступление должно быть последовательным, логичным, доказательным;

г) речь должна содержать наряду с общими положениями конкретные факты и примеры;

д) убеждая других, оратор должен сам глубоко верить в то, что он сообщает, и др.

Человеку, выступающему с воздействующей речью, совершенно недостаточно, чтобы его только понимали. Надо, чтобы его слушали с увлечением, чтобы сказанное запечатлелось в памяти людей, чтобы оно подчинило их мысли. Чтобы добиться того, чтобы слушателей захватила идея говорящего, важную роль играет степень выразительности речи.

Выразительность речи оратора зависит от некоторых условий:

1) самостоятельность мышления автора речи. «Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности» ;

2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;

3) хорошее знание языковых средств воздействия на аудиторию (см. табл.);

4) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Средства воздействия на аудиторию

Композиционные средства

Речевые средства

Методические средства

– интригующее начало

– вопросно-ответный ход рассуждения;

– контрастное сопоставление аргументов;

– экспрессивное заключение.

-использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;

– использование как нейтральных,

так и образных и эмоционально окрашенных слов;

– использование риторических средств воздействия (тропы и фигуры речи).

– рассмотрение проблемных ситуаций;

– выделение основных моментов речи;

– зрительный контакт с аудиторией;

– использование наглядности, технических средств;

– использование обращений к аудитории для возобновления внимания

обучение французский монологический высказывание

Монологическая речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощающего посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства слушателей. Мастерство построения монологического высказывания состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления. В связи с этим, можно утверждать, что при построении монологического высказывания с целью эффективного воздействия на слушателей необходимо учитывать два способа реализации функции воздействия: рациональный и эмоциональный.

Перед выступающим с монологическим высказыванием стоят две основные задачи: 1) донести до слушателей определенное содержание; 2) «подчинить» себе слушателей, заставить их принять предлагаемую позицию, создать определенную эмоциональную атмосферу, чему способствует использование специальных приемов, образность речи.

Рациональный способ представляет собой композиционное построение речи и предметное содержание речи. Воздействие монологического высказывания на слушателей во многом зависти от того, как выступающий знает предмет речи. Необходимость все время придерживаться предмета обсуждения – главная трудность монологического общения. Для эффективного воздействия на аудиторию необходимы знание предмета, целеустремленность и умение. Знание и цель неотъемлемы при приобретении умения, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, говорящий «подобен кораблю без руля и без ветрил».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новое о педагогике:

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям люб ...

Этапы разработки педагогических тестов
Принцип системности предполагает последовательную организацию всей работы по созданию тестов. При этом может оказаться полезной уточнённая концепция автора поэтапного становления тестового педагогического процесса. В прежних вариантах было ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru