Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
Метод обучения |
специфические |
общепедагогические |
Рассказ |
+ |
+ |
Дидактический рассказ |
+ |
+ |
Бесела |
+ |
+ |
Лекция |
+ | |
Дискуссия |
+ | |
Работа с книгой |
+ | |
Демонстрация |
+ |
+ |
Иллюстрация |
+ |
+ |
Видео метод |
+ |
+ |
Упражнения |
+ |
+ |
Наглядность |
+ | |
Лабораторный метод |
+ | |
Практический метод |
+ |
+ |
Познавательная игра |
+ | |
Методы программированного обучения |
+ | |
Обучающий контроль |
+ | |
Ситуационный метод |
+ |
+ |
Игровой метод |
+ |
+ |
Соревновательный метод |
+ |
+ |
Активные методы обучения |
+ | |
Воспитательные, просветительские и образовательные программы |
+ |
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом:
· защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
· компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
· стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
· информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использование методов и приемов зависит от многих условий:
· от профессионализма педагога,
· от его личной заинтересованности,
· от уровня, на котором используется технология.
Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Новое о педагогике:
Экспериментальная проверка разработанной методической системы воспитания
орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения
Первый этап
. На данном этапе определялся исходный уровень сформированности орфоэпической культуры младших школьников (по данным констатирующего эксперимента). В констатирующем эксперименте приняли участие два вторых класса Касумкентской с ...
Дидактико-методические системы. Основные теоретические направления и
принципы обучения
Обучение – процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным ...