Содержание понятия "словоизменение существительных"

Страница 4

Ко второму склонению относятся существительные женского рода, мужского и общего рода с флексией - а (-я) в именительном падеже единственного числа.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с основой на мягкую согласную или на шипящую и с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа.

Особые группы составляют существительные, падежные формы которых совпадают с флексиями прилагательных: портной, запятая, насекомое и т.п.; несклоняемые существительные, все падежные формы которых одинаковы (к ним относятся слова иноязычного происхождения на гласную: пальто, интервью, ателье, алиби, аббревиатуры разных типов: ЭВМ, сельпо.

Помимо падежных флексий, склонение существительных иногда сопровождается другими формальными изменениями: различием основ, беглостью гласных корня, переносом ударения.

Понятие форм слова было положено в основу грамматического учения о слове академиком Л.В.Щербой.

Л.Б Щерба отмечал, что у имен существительных система склонения органически связана с категориями рода и числа. Взгляд на существительные, только как на слова склоняемые, механистичен. В этом случае формы и значения падежных изменений отвлекаются от системы связанных с ними значений числа и рода. Между тем выражение рода имени существительного связано с типом склонения единственного числа у всех слов, кроме некоторых обозначений лиц мужского пола (на – а) и кроме слов среднего рода (в косвенных падежах). Например, окончание – у в родительном падеже единственного числа является знаком мужского рода (квасу, табаку, виду и т.п.).

Формы числа независимо от падежных форм не имеют никаких добавочных средств выражения. Ведь даже суффикс – ин, обозначающий единичное лицо, связан не только с единственным числом, но и с определенным склонением одушевленных имен существительных мужского рода. Эта структурная спаянность грамматических элементов ярко отражается не только в формах склонения, но и в формах словообразования существительных. Большая часть суффиксов имен существительных потенциально включает в себя указания и на тип склонения, и на категорию рода, и даже на категорию числа.

Г.О.Винокур отмечал, что, так называемые "формы словоизменения" вклинены в систему словообразовательных категорий имени существительного .

Таким образом, это позволяет говорить, что словоизменение и словообразование отражает общий процесс формирования морфологической системы языка.

Чтобы проследить развитие исследуемых умений и навыков у дошкольников, необходимо остановиться на особенностях и возрастных закономерностях формирования словоизменения имен существительных при нормальном речевом развитии. Мы постараемся детально раскрыть этот вопрос в следующем разделе.

Страницы: 1 2 3 4 

Новое о педагогике:

Педагогический аспект концепции полового дипсихизма
История вопроса научной разработки проблем половых различий в психике человека и его социальная значимость. Исследования ДЖ.Гаррея и А.Шенфильд, А.Фулье, Д.Броверман, Вьюентан, К.Хорни. Эволюционная концепция дифференциации полов В.А. Геод ...

Готовность детей к обучению, играя
Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая пс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru