Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Новое в образовании » Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи » Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 3

Данная работа посвящена изучению проблемы словоизменения существительных у школьников с ОНР.

Основной целью нашей работы является изучение и сравнение особенностей понимания и употребления словоизменений существительных у дошкольников с ОНР в сравнении со сверстниками без речевых нарушений.

Проведенный анализ научно-теоретической литературы показал, что понимание речи окружающих и грамматически правильное оформление собственных высказываний являются важным условием коммуникации. Употребление и понимание данных конструкций предполагает высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи, словесно-логического и абстрактного мышления.

На основе рекомендаций Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой нами была разработана методика изучения словоизменения существительных у дошкольников.

Результаты эксперимента показали:

у детей из экспериментальной группы большие трудности возникали при дифференциации множественного и единственного числа и при употреблении беспредложных конструкций родительного и творительного падежей существительных единственного числа. Также и при употреблении предложно-падежных конструкций родительного дательного и предложного падежей множественного числа;

дети из контрольной группы также испытывали трудности в выполнении заданий, но в меньшем количестве. У дошкольников возникали трудности при дифференциации множественного и единственного числа и при употреблении предложно-падежных конструкций родительного и предложного падежей;

Нарушения построения предложно-падежных конструкций проявляется в пропуске, замене предлогов, опускании предлогов, искажении окончаний. Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у дошкольников с ОНР гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогом.

При выполнении задания назвать один предмет и много предметов испытуемые обеих групп допускали ошибки: использование словообразования вместо словоизменения, не учитывали беглую гласную.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать следующие выводы:

овладение словоизменением дошкольниками с ОНР находится на гораздо низшем уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в словоизменении;

образование производных слов доступно дошкольникам с ОНР лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных моделей словоизменения;

при усвоении навыков словоизменения существительных у дошкольников с ОНР наиболее трудными являются: предложно-падежные конструкции, дифференциация единственного и множественного числа.

Полученные опытно-экспериментальным путем результаты позволили определить основные направления логопедической работы.

Таким образом, на основании полученных результатов мы разработали методические рекомендации коррекционной работы по уточнению и закреплению функций и операций, которые обеспечивают понимание словоизменения существительных.

Развитие процесса словоизменения существительных имеет исключительное значение для развития лингвистических способностей дошкольников и их общего развития. От полноценного овладения словоизменением зависит не только состояние системы языка, но и развитие языковой компетенции ребёнка и его речевой коммуникации в целом.

Вывод: у детей с общим недоразвитием речи функция словоизменения имен существительных менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая развитие навыков словоизменения, в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию устной речи.

Таким образом, можно утверждать, что в нашей дипломной работе цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Страницы: 1 2 3 

Новое о педагогике:

Понятие познавательной активности учащихся
Мотивация (от лат. «двигать» ) – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, а ...

Принципы и типы систематизации и обобщения
Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной. Раскроем эти принципы систематизации подробнее. а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой формы. Постановка цели о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru