По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:
- объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
- субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, "Я"-концепция, установки, личностные особенности.
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:
- педагогическая эрудиция;
- педагогическое целеполагание;
- педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
- педагогическая интуиция;
- педагогическая импровизация;
- педагогическая наблюдательность;
- педагогический оптимизм, педагогическая находчивость;
- педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
В разрабатываемой в настоящее время (Митина Л.М., 1994) модели личности учителя в контексте той же схемы "деятельность - общение - личность" выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой) (Кузьмина Н.В., 1990):
1) Проектировочно-гностические способности:
- педагогическое целеполагание;
- педагогическое мышление.
2) Рефлексивно-перцептивные способности:
- педагогическая рефлексия;
- педагогический такт;
- педагогическая направленность.
Новое о педагогике:
Принцип условий свободы развития ребенка
Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в ...
Макияж невесты. Создание образа
Свадьба - это особенное событие в жизни человека, и, естественно, подготовка к нему требует немалых затрат времени, финансов и сил. И на фоне всех этих треволнений макияж невесты как-то отходит на второй план. Считается, что если свадебное ...