4. Принцип технологизации профессиональной деятельности учителя.
Этот принцип касается в первую очередь следующих инновационных компонентов профессиональной деятельности учителя.
Умение выражать педагогический замысел проекта учебного процесса на весь учебный год в виде последовательности микроцелей, сконструированных учителем на основании своего методического опыта, содержания учебной программы и требований Государственного образовательного стандарта, последовательное выполнение которых приводит класс к безусловной реализации стандарта. Эта система микроцелей может быть представлена в более наглядном виде, как лестница, ступеньками которой являются микроцели, ведущая к стандарту. Другими словами – это технологическая процедура перевода требований стандарта на язык микроцелей, где микроцель – это ступенька познания и развития учащихся.
Второй компонент требует от учителя – автора проекта высокого уровня мастерства и творчества, так как связан со сложнейшим методическим действом – переструктурированием традиционных учебных тем. Действительно, система микроцелей на весь учебный год как бы "растворяет" границы между учебными темами, и учитель-мастер получает возможность, исходя из своего опыта и технологических процедур, установить свою авторскую структуру. Каждый цикл – это учебная тема (в новой трактовке), совокупность циклов обеспечивает целостность и полноту проекта учебного процесса.
Третий компонент – это профессиональное умение проектировать технологическую карту – ТК. Фактически – это верх педагогического мастерства, когда свое видение будущего учебного процесса, свой замысел учитель представляет в канонической форме технологической карты. Надо заметить, что это профессиональное умение достаточно сложное, многокомпонентное, интегративное по своей сущности, требующее от учителя хорошо развитых рефлективных способностей.
Четвертый компонент профессиональной деятельности учителя – это профессиональное умение конструировать информационную карту урока, ибо совокупность ИКУ для данной учебной темы является конкретизированным проектом будущего учебного процесса.
Пятый инновационный компонент – это профессиональное умение сравнивать два педагогических объекта: проект учебного процесса в виде ТК и системы ИКУ и результаты реального учебного процесса в данном классе, причем, сравнение необходимо проводить по определенным параметрам и технологическим процедурам. В основе сравнительной процедуры лежит специальный мониторинг, фиксирующий динамику учебно-воспитательной деятельности в данном классе и результаты диагностики.
5. Принцип нормирования проекта учебного процесса.
После того, как проект учебного процесса готов в виде технологической карты, необходимо провести расчеты:
- учебного времени Т;
- объема дидактической информации V;
- интенсивности освоения дидактической информации;
- времени, выделяемого на методические программы развития учащихся в границах данной учебной темы (после того, как в "логической структуре" спроектированы необходимые, по мнению учителя, методические программы развития речи, памяти, внимания, мышления, интереса, мотивации и т.д. необходимо найти время на реализацию таких программ и органически встроить их в ткань учебного процесса);
- времени на изменение понятийной структуры учебной темы после технологической процедуры оптимизации структуры понятийного аппарата учебной темы.
6. Принцип формирования рабочего поля, в котором нормально функционирует педагогическая технология, гарантируя конечный результат при нормальных и комфортных условиях обучения.
В основе технологических процедур, инструментов, норм и технологических регулятивов мы закладываем, в первую очередь, объективные и глубинные закономерности процесса познания, процесса и механизма формирования знаний у детей разных возрастных групп, особенности организации мышления человека, возрастные особенности памяти и внимания ребенка. А затем уже конструируем то дидактическое содержание, которое наиболее рационально и эффективно позволяет выстроить траекторию достижения микроцели.
Новое о педагогике:
Современное состояние и проблемы воспитательного процесса в УИС
Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия, психологической и со ...
Обряды жизненного цикла ункратлинцев
В системе традиционной семейной обрядности ункратлинцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. Этот цикл можно разделить на три этапа: 1) предпогребальные обычаи и обряды; 2) похороны; 3) обряды и обычаи, связанные с ...