Социальная среда как условие воспитания ребенка

Новое в образовании » Семья как социальная среда воспитания ребенка » Социальная среда как условие воспитания ребенка

Страница 1

Социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом, происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. Особенно это бывает более ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии (например: алкогольное опьянение), т.к. действиями (деяниями) индивида будет руководить в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида).

Главные условия воспитания детей в семье.

1. Семейный климат.

Спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

1. Методы воспитания.

2. Отношения между братьями и сестрами.

3. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей.

4. Современная семья.

Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-то трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье.

Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя и что ее следовало бы чем-то заменить.

6. Социальная среда

Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью. В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей. Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания, которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды. Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Профессиональный статус социального педагога в школе
В реальной практике современных школ многочисленные социально-педагогические задачи, которые должна решать социальная служба, объединяющая профессиональных специалистов разного профиля, как правило, возложены на одного работника — социальн ...

Характеристика факультативного курса
С 1967/1968 учебного года в 7-10 классах средней школы введены факультативные занятия по выбору учащихся. Цель факультативных занятий – расширение, углубление знаний, развитие интересов и способностей учащихся в избранных ими областях знан ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru