Психологические основы развития словарной работы

Страница 5

Составь предложение со словами (идут слова одно, два).

Вспомни и запиши слова с непроверяемым написанием, которые ты изучал по теме "Местоимение". Составь с ними словосочетания.

В теме "Имя существительное" или "Имя прилагательное" предлагает такое задание:

"Просклоняй слова килограмм, прекрасный".

Этим приучает работать учащихся с трудными словами при выполнении любого вида задания. Дети лучше запоминают и усваивают правописание таких слов. Причем делается это при изучении каждой темы.

И еще есть одна интересная работа, дающая также положительный результат при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время в средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, "упрощенным". Составляется список слов, которые объясняются путем этимологического анализа. Так, в III классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов теле – пришла в русский язык из греческого языка и обозначает "далеко". Ребята легче и осознанней запомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Также можно знакомить учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот. Третьеклассники хорошо усваивают слова с латинской приставкой де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Читая ребятам рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и которому это занятие доставляло большую радость. "Найдешь слову объяснение и радуешься", - говорил он писателю. "Почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так", - говорил ребятам Купров. Показывает цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Учащиеся, рассматривая рисунки, делают свои первые "открытия": "Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя, медведь любит мед и поэтому знает (ведает) где его искать". Целесообразно провести работу со стихотворениями Е. Серовой из цикла "Подскажи словечко":

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми… (гвоздиками)

Для этимологического анализа слова использовался Купровым диалог Н. Сладковой "Сорока и медведь". "Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей", - говорил он. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно. Сначала дети отгадали загадку: "Под ярусом-ярусом висит зипун с красным гарузом". Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и, наконец, проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорит: "Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание мелких ярко-зеленых разных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит". С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются учителем на уроке так: необходимые части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания - черными).

В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего "строительного материала", лежащего на столе, нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу или магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое о педагогике:

Нормативно-правовая основа организации платных дополнительных в дошкольном учреждении
Для организации дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991г. «Ведомости Верховного Совета Рес ...

Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают содержание деятельности и методы руководства. К формам организации му ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru