Особенности и специфические причины развития утомления в различных видах спортивной деятельности

Новое в образовании » Физиологические основы развития утомления » Особенности и специфические причины развития утомления в различных видах спортивной деятельности

Страница 1

Нельзя дать универсальное объяснение механизмам утомле­ния, действительное на все случаи. Главенствующую роль в раз­витии утомления при всех видах работы играет нервная система. Вместе с тем при каждом конкретном виде работы могут допол­нительно приобретать существенное значение какие-нибудь осо­бые факторы. Это делает необходимым проанализировать особен­ности утомления применительно к отдельным формам мышечной деятельности.

2.1. Развитие утомления при циклической работе

Утомление при циклической работе умеренной мощности. Работа, связан­ная с преодолением сверхдлинных дистанций в различных видах спорта, совершается длительное время, в течение которого нерв­ные центры постепенно утомляются. Интенсивная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем в течение длительного срока приводит к снижению функциональных свойств их нервных регуляторных аппаратов. Таким образом, понижение работоспособности организма при длительной работе, обусловлен­ное расстройством деятельности соответствующих нервных центров, связано и с постепенным, изменением функций кровообращения и дыхания.

Работа умеренной мощности протекает в условиях истинного устойчивого состояния: образующиеся про­дукты распада успевают устраняться во время самой работы, зна­чительного накопления их в организме не наблюдается. Поэтому говорить о каком-либо «засорении» организма продуктами обмена при этой работе нет оснований.

Важным фактором утомления при напряженной работе умеренной мощности (бег и плавание на сверхдлинные дистанции, лыжные переходы и т. п.) следует считать снижение концентрации сахара в крови - гипогликемию. В этом случае исследование крови обнаруживает резкое снижение содержания сахара (до 50 мг%). Количество израсходованных углеводов при длительной работе может дойти до нескольких сот граммов, но полного истощения углевод­ных резервов в организме не происходит, потому что острое утомление и прекращение работы наступает раньше. Уменьшение количества сахара в крови является сигналом начинающегося существенного изменения внутренней среды организма и, в то же время, причиной развития ком­пенсаторных реакций по мобилизации углеводов из депо и по превращению в углеводы жиров и белков, а в дальнейшем и причиной такого изменения деятельности центральной нервной системы, которое может привести к полному прекращению работы.

Особенно чувствительной к недостатку сахара в крови явля­ется центральная нервная система. В случае резкой гипогликемии функциональное состоя­ние центральной нервной системы изменяется и нарушается ее координационная деятельность, что сказывается на работе двига­тельного аппарата и вегетативных органов. Углеводное голодание корковых клеток может обусловить даже нарушение психических функций, что изредка наблюдается на финише бега и проявляется в форме неадекватного поведения (например, бег на месте или поворачивание кругом и продолжение бега в обрат­ном направлении и т. п.). Прием углеводов (50—100 г сахара) при длительной работе оказывает положительное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, повы­шая тем самым работоспособность организма, снижая утомление или отдаляя время его острого развития. Положительный эффект от приема углеводов подтверждает то положение, что снижение уровня сахара в крови является существенным фактором в разви­тии утомления при длительной напряженной работе.

Специальными экспериментальными исследованиями обосно­ваны сроки приема углеводов. Целесообразным оказывается при­нимать углеводы непосредственно во время самой работы — на дистанции. Можно принимать углеводы и перед самым началом работы, непосредственно перед стартом, однако это менее эффек­тивно, чем прием во время работы. До­пустимым считается прием углеводов больше чем за 2 часа до начала ра­боты. Прием углеводов за полчаса, час или полтора часа до на­чала работы не целесообразен, так как при этом в первые же минуты работы происходит резкое снижение уровня сахара в крови, что отрицательно влияет на работоспособность.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Принцип актуального и ближайшего развития
В 20-х годах ХХ века Л.С. Выготский теоретически объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека. Он видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития, как путь от наглядной ситуации к абстрагир ...

Здоровый школьник – цель современного образования и воспитания
… Прозвенел последний школьный звонок. Отзвучал последний школьный вальс… Вчерашние мальчишки и девчонки стали юношами и девушками, вступающими в самостоятельную жизнь. На протяжении всех 10 лет школа давала своим воспитанникам знания, учи ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru