Сущность социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

В отечественной науке социально - педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология.

Т. Анохина под социально - педагогической поддержкой понимает систему средств, обеспечивающих помощь учащимся в самостоятельном индивидуальном выборе (моральном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении), в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности .

А. Мудрик рассматривает социально - педагогическую поддержку как помощь в социальном воспитании в процессе социализации.

И. Фрумин определяет социально - педагогическую поддержку как педагогические действия, которые ставят своей целью помощь школьникам в самореализации, в решении различных жизненных и образовательных проблем. В процессе поддерживающего образования педагог и учащийся оказываются равноправными субъектами, сотворцами образовательного и воспитательного процессов, взаимоотношения между ними приобретают действительно субъект-субъектный характер.

Под сущностью социально - педагогической поддержки И. Зязюн, Н. Михайлов, Р. Сережников, Л. Фридман, С. Юсфин и другие понимают превентивную, оперативную помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем, в том числе связанных с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

По мнению И. Беха, Н. Михайлова и С. Юсфина, при определении функции социально - педагогической поддержки как помощи, оказанной учащемуся в развитии себя как субъекта собственной жизнедеятельности, она невозможна без самоопределения и самореализации в системе субъект-субъектного взаимоотношений.

Т. Анохина, М. Шимановский определили основные принципы обеспечения социально - педагогической поддержки: опора на имеющиеся силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности, ориентация на способность учащегося постоянно преодолевать препятствия, общность, сотрудничество и т.п.

Целями системы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением являются:

- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равных условий для духовного, интеллектуального и физического развития; удовлетворение творческих и образовательных потребностей детей;

- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Система социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением выполняет следующие функции:

Восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребёнка до появления признаков девиантного поведения.

Компенсирующая, заключающаяся в формировании у ребёнка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если ребёнок плохо учится, то может преуспевать в спорте, труде и т.д.

Стимулирующая функция направлена на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ребёнка, она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности ребёнка, его поступкам.

Развивающая функция направлена на изменение мотивации детей с девиантным поведением, развитие творческой личности, способной к самореализации.

Защитная функция способствует созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания «трудному» ребёнку.

Корректирующая функция направлена на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Интегрирующая функция обеспечивает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в оказании помощи ребёнку с девиантным поведением.

Таким образом, социально - педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология. Развитие психологии, углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм создают основу для разработки моделей социально – педагогической поддержки личности учащегося.

Новое о педагогике:

Особенности развития творческих способностей в процессе организации кружковых занятий по вышивке
Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для перевода на материал? Как убедить своих воспи ...

Методика организации процесса обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода
Раскрытые нами в первой главе квалификационной работы теоретических основ обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода и выявленные в результате анализа содержания обучения по ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru