Сущность социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

В отечественной науке социально - педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология.

Т. Анохина под социально - педагогической поддержкой понимает систему средств, обеспечивающих помощь учащимся в самостоятельном индивидуальном выборе (моральном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении), в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности .

А. Мудрик рассматривает социально - педагогическую поддержку как помощь в социальном воспитании в процессе социализации.

И. Фрумин определяет социально - педагогическую поддержку как педагогические действия, которые ставят своей целью помощь школьникам в самореализации, в решении различных жизненных и образовательных проблем. В процессе поддерживающего образования педагог и учащийся оказываются равноправными субъектами, сотворцами образовательного и воспитательного процессов, взаимоотношения между ними приобретают действительно субъект-субъектный характер.

Под сущностью социально - педагогической поддержки И. Зязюн, Н. Михайлов, Р. Сережников, Л. Фридман, С. Юсфин и другие понимают превентивную, оперативную помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем, в том числе связанных с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

По мнению И. Беха, Н. Михайлова и С. Юсфина, при определении функции социально - педагогической поддержки как помощи, оказанной учащемуся в развитии себя как субъекта собственной жизнедеятельности, она невозможна без самоопределения и самореализации в системе субъект-субъектного взаимоотношений.

Т. Анохина, М. Шимановский определили основные принципы обеспечения социально - педагогической поддержки: опора на имеющиеся силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности, ориентация на способность учащегося постоянно преодолевать препятствия, общность, сотрудничество и т.п.

Целями системы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением являются:

- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равных условий для духовного, интеллектуального и физического развития; удовлетворение творческих и образовательных потребностей детей;

- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Система социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением выполняет следующие функции:

Восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребёнка до появления признаков девиантного поведения.

Компенсирующая, заключающаяся в формировании у ребёнка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если ребёнок плохо учится, то может преуспевать в спорте, труде и т.д.

Стимулирующая функция направлена на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ребёнка, она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности ребёнка, его поступкам.

Развивающая функция направлена на изменение мотивации детей с девиантным поведением, развитие творческой личности, способной к самореализации.

Защитная функция способствует созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания «трудному» ребёнку.

Корректирующая функция направлена на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Интегрирующая функция обеспечивает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в оказании помощи ребёнку с девиантным поведением.

Таким образом, социально - педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология. Развитие психологии, углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм создают основу для разработки моделей социально – педагогической поддержки личности учащегося.

Новое о педагогике:

Контроль усвоения грамматического материала на средней ступени обучения
В процессе контроля речевых умений косвенно проверяется и освоение учащимися языкового материала. Так, одним из основных показателей экспрессивной устной речи является построение типовых фраз в соответствии с моделями изучаемого языка, а о ...

Развитие понятия "личностно-ориентированный подход в обучении"
Идея индивидуализации обучения, воспитания и развития личности имеет богатую предысторию. Своими истоками она уходит в средневековье, когда в европейских школах каждый ученик независимо от учебных успехов получал отдельное задание, посильн ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru