Упражнения на развитие речевого дыхания.
Выполняются упражнения в свободной позе в положении стоя, сидя или лежа. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок был расслаблен, не поднимал плечи и излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата. При выполнении дыхательных упражнений рот должен быть приоткрыт, сопутствующие движения органов артикуляционного аппарата недопустимы. Вдох глубокий и медленный, а выдох плавный и продолжительный. Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной, направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка. Выполняется каждое упражнение по пять раз.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие:
- холодную воздушную струю, направленную вниз;
- теплую воздушную струю, направленную вверх.
Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким, мягким языком – "лопаткой", лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф.
Выработка, направленной вверх теплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме "чашечки" поднят вверх, боковые края "чашечки" прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой. Длительный. Сильный выдох дает теплую, направленную струю.
Упражнения, развивающие артикуляционную моторику.
Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, отработанных последовательно с ребенком, а затем включенных в ежедневную 3-5 минутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, а следовательно фонетически чистого, правильного произношения звуков.
Логопед подбирает упражнения для каждого ребенка индивидуально, учитывая речевой дефект и особенности строения органов артикуляции.
Артикуляционные упражнения показываются и выполняются вначале со зрительным контролем (перед зеркалом) по показу логопеда, а по мере усвоения – по словесной инструкции без зрительного контроля, с опорой на кинестетические ощущения самого ребенка.
Упражнения для губ, выполняются медленно и четко. Губы удерживаются в заднем положении под счет до десяти.
Упражнения для языка условно делятся на статические и динамические.
Статические упражнения для языка выполняются с раскрытым ртом (губы в улыбке, передние зубы видны) и неподвижной нижней челюстью. Каждое упражнение выполняется четко, медленно по 8-10 раз. Удерживать положение на счет до пяти – 10. Выполняя любое упражнение, необходимо следить, чтобы ребенок не производил дополнительных движений губами, нижней челюстью.
Динамические упражнения для языка.
Отрабатывая динамические упражнения, логопед добивается от ребенка точного, плавного, полного по объему, ритмичного выполнения движений.
Упражнения выполняются с широко раскрытым ртом и неподвижной нижней челюстью. Сопутствующие движения нижней челюсти и губ не допускаются. Каждое упражнение выполняется четко, медленно под счет логопеда до 10-15 раз.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
На этом этапе происходит постановка, автоматизация и дифференциация дефектно произносимых звуков на специально подобранном логопедом речевом материале (слоги, слова, фразы, простые стихотворные и прозаические тексты).
Логопед определяет последовательность постановки каждой группы звуков исходя как из характера речевого нарушения, так и от индивидуальных особенностей ребенка. Постановка звука с помощью того или иного зонда осуществляется следующим образом. Логопед усаживает ребенка на стульчик лицом к себе. Показывает ему зонды, дает их подержать в руках и объясняет, для чего они предназначены. У ребенка не должно возникнуть чувство страха.
Иногда постановку звуков с помощью зондов проводят в положении ребенка лежа (для дополнительного расслабления мышц артикуляционного аппарата).
Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель данного этапа – правильное употребление звуков в свободном речевом общении, в различных внешних ситуациях, а также в спонтанной речи.
На этом этапе происходит дальнейшее закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в связной речи ребенка и более сложном текстовом материале, включая произведения устного народного творчества и художественной литературы.
Таким образом, использование постановочных зондов в коррекции дефектного произношения требует серьезной подготовительной работы, предшествующей механическому воздействию. Прежде всего это развитие речевого дыхания (медленный глубокий вдох и продолжительный выдох) и отработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата в целом. Все это является базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребенка к произношению звука из любой фонетической группы.
Работа с лицами, страдающими дизартрией, проводится в различных типах логопедических упражнений: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких (стертых) формах дизартрии работа проводится в поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ.
Новое о педагогике:
Организация и методы изучения уровня развития мелкой и
артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
Для выявления исходного уровня развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проходил на базе МДОУ г. Ростова-на-Дону № 5. Дети им ...
Организация работы школьного лагеря "Ветерок"
Цели и задачи организации работы лагеря Цель: оздоровление детей и сплочение в единый дружный коллектив. Создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физ ...