Анализ различных концепций онтогенеза

Новое в образовании » Развитие человека как научная проблема » Анализ различных концепций онтогенеза

Страница 1

Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитие человека и в филогенезе, и в онтогенезе — процесс многофакторный. Наиболее значимыми, постоянно действующи­ми факторами развития человека признаются:

состояние Космоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;

генетические программы, врожденные каждому человеку;

социокультурные условия жизни поколений людей и конкрет­ного человека;

специфическая человеческая активность, принципиально от­личающаяся от активности всего живого.

Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человече­ству) при рождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея (эволюционируя), человек получает все боль­шие возможности изменять их, увеличивать или уменьшать сте­пень их значимости для своего развития.

В научной литературе можно обнаружить различные ориентации при объяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.

Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное разви­тие — это реализация конкретной генетически заданной програм­мы, определяющей особенности проявления и программу изме­нений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически за­данная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одина­ковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Об­щая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной органи­зации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологи­ческих свойств нервной системы, и программ поведения (являю­щихся континуумом разных поведенческих форм).

В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных про­грамм поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Есть програм­мы, которые определяют продолжительность сохранения детских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявил двенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ — жировой или углеводный (при пер­вом энергия накапливается быстро, а тратится медленно, при вто­ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про­граммы поведения человека.

Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения имен­но генотип детерминирует чувствительность конкретного челове­ка к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про­явления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объек­ты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.

Для сторонников социогенетической объяснительной ориента­ции онтогенез — это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности соци­альных позиций и т. д. Движущей силой развития человека при­знаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конк­ретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры оп­ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.

Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело­век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru