Анализ различных концепций онтогенеза

Новое в образовании » Развитие человека как научная проблема » Анализ различных концепций онтогенеза

Страница 1

Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитие человека и в филогенезе, и в онтогенезе — процесс многофакторный. Наиболее значимыми, постоянно действующи­ми факторами развития человека признаются:

состояние Космоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;

генетические программы, врожденные каждому человеку;

социокультурные условия жизни поколений людей и конкрет­ного человека;

специфическая человеческая активность, принципиально от­личающаяся от активности всего живого.

Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человече­ству) при рождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея (эволюционируя), человек получает все боль­шие возможности изменять их, увеличивать или уменьшать сте­пень их значимости для своего развития.

В научной литературе можно обнаружить различные ориентации при объяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.

Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное разви­тие — это реализация конкретной генетически заданной програм­мы, определяющей особенности проявления и программу изме­нений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически за­данная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одина­ковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Об­щая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной органи­зации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологи­ческих свойств нервной системы, и программ поведения (являю­щихся континуумом разных поведенческих форм).

В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных про­грамм поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Есть програм­мы, которые определяют продолжительность сохранения детских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявил двенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ — жировой или углеводный (при пер­вом энергия накапливается быстро, а тратится медленно, при вто­ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про­граммы поведения человека.

Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения имен­но генотип детерминирует чувствительность конкретного челове­ка к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про­явления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объек­ты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.

Для сторонников социогенетической объяснительной ориента­ции онтогенез — это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности соци­альных позиций и т. д. Движущей силой развития человека при­знаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конк­ретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры оп­ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.

Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело­век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Причины возникновения склонности воровства у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь ...

Понятие социализации детей
Человек является высшим разумным существом. И, согласно христианскому учению, он наделён совершенным телом, богатой душой. Но человек становится высшим существом только среди себе подобных. В нём неразрывно соединяются биологическое и соци ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru