Анализ различных концепций онтогенеза

Новое в образовании » Развитие человека как научная проблема » Анализ различных концепций онтогенеза

Страница 2

Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации. Для них развитие человека — это процесс сознатель­ной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского — это «духовные стремления». Для П.Симонова — «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра — «внутреннее Я». Для С.Ваймана — «священный дар».

В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях:

1. достигать самопревышения;

2. стремиться достичь такого состояния, которого еще нет;

3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества.

Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич­ность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.

Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви­тия человека не считают его существом, полностью детерминиро­ванным биологическими и/или социокультурными обстоятельства­ми. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и резуль­таты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определя­ет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам оп­ределяет, каким он будет (В. Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы­бора, самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и за ребенком), нельзя забывать, что ответствен­ность за осуществление ребенком своих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.

И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическая концепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью. Для сегодняшнего человековеде­ния характерны уход от крайностей, от абсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При­знается некорректным выделение какого-либо одного аспекта раз­вития и трансформация его в главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координация всех аспектов и пла­нов развития: онтологического, культурно-исторического, фено­менологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитывать не только, как Я меняется в мире, не только потенци­альные объективные возможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Содержание и организация деятельности МОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-подростковый центр «Содружество» создано 27 декабря 2002 года. Центр был создан в целях реализации дополнительных образовательных программ и услуг, организации ку ...

Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения
У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева) Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задерж ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru