Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей группе детей дошкольного возраста

На третьем году жизни ребенка стоят задачи приучать понимать речь без наглядного сопровождения, расширять активный и словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Если в подготовительном периоде на 1 и 2 году жизни закладывается основа, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, речедвигательный (артикуляционный) аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения, то во втором периоде раннего детства - на 3-м году жизни способствует установлению преемственности речевой работы в этих группах.

В 1-ой младшей группе дошкольников необходимо развитие ориентировки в окружающем, наблюдательности, знакомства с трудовыми действиями взрослого для решения таких задач, как развитие смысловой стороны речи, артикуляции, функции общения и обобщения (усвоение и употребление слов) - если не учить, то развернутые словесные ответы замещаются простыми словами.

Формы развития речи прежние, усложняется содержание занятий (дидактические направления деятельности малышей: наблюдение, рассматривание). Работа по наблюдению за окружающим учит различать различные объекты по внешнему виду, уточняет сведения о них, учит сравнивать предметы (побуждение мышления). Работа с картинками направляет внимание на детальное рассмотрение изображения, развивает умение повторять слова и высказывать сове суждение (используются сюжетные картинки).

При чтении книг с иллюстрациями воспитатель привлекает внимание детей к картинке, читает текст или ведет рассказ своими словами. Также организуется слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песенок и др. Рассказывание выполняет разные вспомогательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

Во внеучебное время закрепляются навыки и формируются новые (прием пищи, раздевание, одевание), нужны знания, как и в какой последовательности, организация разных условий выполнения, разных слов для обозначения предметов, действий, организация ситуаций взаимопомощи малышей. Постепенная организация совместных игр детей, в которой они учатся соотносить свои действия, привлекать внимание, договариваться, советоваться посредством регулирующей поведение функции речи.

Использовать приемы поправления (если говорят неправильно - все объяснять, но не настаивать), договариваться, использовать побудительные слова, подсказывания нужного слова.

С конца 2 года жизни отмечается количественный рост словаря, постановка слов в предложении в соответствующей грамматической форме - начинается интенсивное овладение грамматической структурой языка. В результате к 3-3,5 годам малыш усваивает основные грамматические закономерности родного языка - все падежные формы, формы глаголов, сложные предложения, словарь содержит около 1000 и более слов (все части речи, служебные слова, междометия). К началу 4 года жизни (во 2 младшей дошкольной группе) артикулирует все звуки родного языка. Но эта речь еще разговорная (в ней отсутствуют причастия и деепричастия).

Перед воспитателем стоит задача формирования связной речи - речи содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. По мнению А.М. Пешковского основным отличием литературной речи от речи обыденной является сознательное пользование языковыми средствами. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог. Потому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Новое о педагогике:

Методика составления тестов
Как известно, человеческое восприятие и мышление имеют вероятностную структуру, а поэтому с помощью теории вероятности удаётся более полно предвидеть, как будет протекать процесс усвоения учебного материала, заранее определять необходимые ...

Механизм внедрения инноваций на уровне муниципальных образований
Инновационное развитие образования Новосибирской области реализуется через инициативы учредителей образовательных учреждений и структуры их государственно-общественного управления, направленные на создание образовательных сред на территори ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru