Теоретические основы развития игровой деятельности учащихся

Новое в образовании » Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся » Теоретические основы развития игровой деятельности учащихся

Страница 2

Существуют различные определения игры, в которых игра – ведущая деятельность; средство всестороннего воспитания; средство интеграции знаний; путь развития мышления и т.д. (Усова А.П. (1965), Выготский Л.С., Венгер Л.А., Венгер А.Л и др.).

Под игрой понимается форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры (Поддъяков Н.Н., Михайленко Н.Я.).

Психологические основы педагогики игры создавались благодаря фундаментальным исследованиям Д.Б. Эльконина (1978), А.Н. Леонтьева (1981), Л.С. Выготского (1983), А.В. Запорожца (1986) и др. Эти основы устанавливают социально-историческую обусловленность не только содержания, но и структуры игровой деятельности ребенка, а также изучают механизмы ее влияния на развитие различных психических процессов и свойств личности.

В отечественных исследованиях выделяются следующие этапы (виды) развития игры:

Ø предметная игра

Ø ролевая игра

Ø сюжетная игра

Ø деловая игра

Ø игра с правилами и др.

По Д.Б. Эльконину, каждый из предшествующих видов игры порождает последующий, у Пиаже каждый вид игры представляет собой качественно особое образование, вытесняющее и подчиняющее ранее появившийся вид. Эта мысль о порождении нового вида более ранним в онтогенезе видом получила развитие в работах К. Гарви. Он выделяет различные самостоятельные виды игрового (небуквального) поведения в зависимости от объекта оперирования учащихся (игра с движением, игра с вещами, игра с языком, игра с социальными материалами – сюжетами и ролями, игра с правилами, ритуализованная игра-взаимодействие).

Представленные классификации различают игры по специфическим характеристикам. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова проводят классификацию игр на другом основании – по форме их организации и мере регламентации взрослым с целью решения воспитательно-образовательных задач – на самостоятельную игровую деятельность учащихся и дидактическую игру (со специально вносимым педагогом содержанием). Отчетливое различие игры как дидактического инструмента и игры как специфической деятельности дано в работе Л.А. Венгер. Специфические развивающие функции игры связаны с ее строением и самостоятельными формами игровой деятельности детей, а неспецифическое значение (усвоение определенного дидактического содержания через игру и посредством игровых приемов) – с игрой, регламентированной взрослым (Венгер Л.А.).

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ученика, всегда находится в центре внимания исследователей детского развития, которые, определяя особенности развития ребенка, выводят характер игры (Леонтьев А.Н., Усова А.П., Яновская М.Г., Ольвер Р., Гринфилд П., Брунер Д., Эльконин Д.Б., Пиаже Ж., Выготский Л.С., Урунтаева Г.А. и др.).

Если в зарубежной психологии игра трактовалась как деятельность по природе инстинктивно-биологическая, выражающая в особой символической форме врожденные подавленные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к ребенку (Ольвер Р., Гринфилд П., Брунер Д., Фрейд 3., Пиаже Ж., Хейзинга Й. и др.), то в отечественной психологии игра понималась как деятельность социальная по происхождению, содержанию и по структуре (Выготский Л.С., Жуковская Р.И., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Михайленко Н.Я., Новоселова С.Л., Газман О.С., Харитонова Н.Е., Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др.). Игра социальна по своему происхождению в социогенезе и онтогенезе, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, социальна по содержанию, по мнению Д.Б. Эльконина, мотивам и функциям, особенно это относится к сюжетно-ролевой игре. Сюжетная игра – это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Проблема обоснования и обобщения знаний на основе использования историзма
Для того чтобы ученик усвоил новые знания, необходимо, чтобы он, прежде всего, проверил в их истинность, а для этого учитель должен обосновать новые сведения, убедить школьников в факте существования того или иного явления. В справедливост ...

Вопросы интерпретации смысла терминов
Определенное содержание означает использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебного курса; остальное содержание в педагогический тест не включается ни под каким предлогом. Содержание теста ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru