Обряды жизненного цикла ункратлинцев

В системе традиционной семейной обрядности ункратлинцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. Этот цикл можно разделить на три этапа: 1) предпогребальные обычаи и обряды; 2) похороны; 3) обряды и обычаи, связанные с поминками.

Для похоронно-поминального цикла в целом характерна значительная исламизация обрядности; вместе с тем в нем отражены и некоторые домусульманские воззрения, а также моральные установки, выработанные долгим опытом народной жизни, предписывающие правила поведения людей во время траурной церемонии.

Согласно народным поверьям, предвестниками смерти ункратлинцы считали вещие сны самого больного или его близких (например, видение умершего родственника), выпадение коренного зуба, пожар, появление трещины в доме на стене, в потолке.

Около больного находились близкие родственники. Не принято было до смерти оплакивать тяжело больного, чтобы он не терял надежду на выздоровление. О приближении смерти родственники догадывались по землистому цвету лица, особому налету на нем, по бесцветным, тусклым глазам. До последнего дыхания умирающего мулла читал молитву "Ясин" (Сура 36 Корана). Он же после смерти поддерживал подбородок и подвязывал покойному челюсть, закрывал рот и глаза, выравнивал его.

Покойника укладывали на матрас посередине комнаты. Лицо покойника обычно ориентировалось на юго-запад, т. е. в сторону Мекки. Возле покойника оставался человек, который читал молитву до самых похорон. Умершего обязательно обмывали, после чего тело заворачивали в саван (мусру) из белой бязи в несколько слоев (у мужчин - три слоя, у женщин - пять). Женщину мыли женщины, мужчину - мужчины (в специальной рукавице). В этой процедуре принимало участие трое: один мыл, другой поливал, третий подавал нужное. Те лица, которые мыли покойника, получали его одежду. После обмывания труп не трогали до выноса на кладбище.

О смерти оповещали всех родственников. Узнав о случившемся горе, все спешили выразить свои соболезнования, которые выслушивал старший мужчина из числа близких родственников. В доме покойного собирались мужчины и женщины, чтобы разделить горе с его семьей, оказать посильную помощь в устройстве похорон. Чем выше был социальный статус и авторитет покойного, тем больше съезжалось людей на похороны из соседних сел, обществ.

Женщины шли в дом умершего, чаще всего, собравшись вместе (2-3 и более человек). Не останавливаясь во дворе, они входили в комнату, где уже сидели родственницы покойного, обнимали их и плакали, затем здесь же усаживались.

Особо следует сказать об обычае оплакивания и причитания, отражающем древнейшие верования.

Он не связан с исламом, более того, и шариат не одобряет оплакивание умершего. Однако искусные плакальщицы, восхваляя деяния покойного, устраивают причитания в честь усопшего.

У мусульман принято совершать похороны в день смерти до заката солнца. Если же он умер во второй половине дня, погребение переносится на следующее утро. Исключение составляет четверг, когда хоронят и после полудня.

Поминки устраивали на сороковой день и в годовщину. Для раздачи "садакъа" (араб, "подаяние") специально режут скот, пекут хлеб.

Траур соблюдают родственники, односельчане и кунаки. Семья умершего, близкие родственники соблюдают траур в течение сорока, а односельчане - семи дней: носят траурную одежду черного цвета, мужчины отпускают бороды до сорока дней. Для женщины ношение траурной одежды длится от одного до трех лет, пока кто-нибудь из старших не разрешит снять черное. Вся близкая родня умершего в период ношения траура избегала каких бы то ни было увеселений, и односельчане на известное время (до сорока дней) прекращали во всем ауле песни, танцы, свадьбы.

Для увековечения памяти умерших повсюду на могилах возводят памятники (после сороковин, годовщины). На прямоугольной стеле выбивают надпись и даты жизни. Ее украшают геометрическим и растительным узором. Проходя мимо кладбищ, односельчане останавливаются и поминают молитвой усопших.

В заключение следует сказать, что в погребально-поминальном цикле XIX и XX вв., в отличие от брачно-семейного и детского цикла, шариат вытеснил местные традиции, и он был почти полностью исламизирован.

Новое о педагогике:

Организация работы с детьми по развитию игрового опыта
1 направление. Цель: учить играть с куклой, последовательно выполняя взаимосвязанные действия. Задачи: Пополнить и закрепить активный словарь по теме (одежда, посуда, купание). Ввести детей в проблемно-игровую ситуацию. Показать последоват ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечива ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru