Дети — жертвы насилия

Страница 2

В 1999 г. было зарегистрировано на 4538 случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и занятие антиобщественной деятельностью больше, чем в 1998 г. Однако осуждено за совершение указанных преступлений в 1999 г. было только на 37 человек больше, чем в 1998 г. Приведем результаты рассмотрения уголовных дел по двум статьям: 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) и 151 (вовлечение несовершеннолетнего в занятие антиобщественной деятельностью). В 1998 г. было возбуждено 20289 таких преступлений, осуждено 1945 лиц из них к лишению свободы – 961, к лишению свободы условно – 906. Значительное число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления против детей, от уголовной ответственности освобождается. Так, в 1998 г. за совершение преступлений против семьи и детей (ст. 150-157, гл. 20 УК РФ) были осуждены 27791 человек, оправданы судами или освобождены от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям — 149 человек, 1085 человек освобождены от наказания по амнистии, и почти в 10 раз больше — 10346 человек были освобождены по от уголовной ответственности или наказания по иным основаниям.

Проведенное обследование 150 детей, находившихся в приютах Москвы и Московской области (по данным на 1995 год), показало, что в 80% случаев помещение детей в приют было следствием невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей, которое создавало реальную угрозу их жизни или здоровью. Именно отсутствие родительской заботы, а не физическое насилие, явилось причиной смерти братьев или сестер у 6% детей. В 53% случаев дети, находившиеся в приюте, в родной семье страдали от физического насилия, причем в половине случаев это насилие принимало характер истязания. От сексуальных посягательств (изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия) пострадали 21% детей. В 2/3 случаев они были жертвами внутрисемейного сексуального насилия (инцеста) со стороны ближайших родственников (отца, отчима, матери). Если учесть, что в приюты страны ежегодно попадает более 60 тысяч детей, то становится ясно, сколь далеки от действительности статистические данные о распространенности физического и сексуального насилия в отношении детей.

По материалам первого в Москве и России специализированного психолого-медико-социального центра для детей, пострадавших от насилия (ПМСЦ “ОЗОН”), самой частой причиной обращения (32% случаев) является сексуальное насилие, причем половина из этих обращений приходится на внутрисемейное насилие (инцест). На психическое насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка и физическое насилие приходится соответственно около 20, 15 и 10% обращений, соответственно. Из приведенных данных не следует делать вывод о том, что сексуальное насилие является самой распространенной формой жестокого обращения с детьми в Москве. Однако оно сопряжено с тяжелыми, прежде всего, эмоционально-психологическими, а также и юридическими проблемами, справиться с которыми самостоятельно семья не может и поэтому вынуждена обращаться за специализированной помощью как в государственные учреждения, так и в общественные объединения.

Кратко остановимся также на результатах социологического опроса 283 учителей Москвы, проведенного в 1998 г. сотрудниками ПМСЦ “ОЗОН”. Половина опрошенных отметили, что за последний год они встречались с фактами жестокого обращения с детьми, общее число которых, по данным опроса, составило 448. Среди этих случаев 50% приходилось на психическое насилие, 30% — на физическое насилие, 13% — на сексуальное насилие и 6,9% — на пренебрежение основными потребностями детей. Насилие совершали в 38% случаев родители, в 34% — сверстники, в 11% — учителя или воспитатели, в 17% — другие лица. Особенно настораживает то обстоятельство, что 11% учителей отметили, что их коллеги допускали физическое насилие над своими учениками. Однако оно является естественным следствием общей высокой терпимости нашего общества к телесным наказаниям. Социологические опросы, проводимые средствами массовой информации, стабильно показывают, что эту “воспитательную” меру считают эффективной и регулярно используют 60% родителей, что существенно выше, чем показал опрос учителей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Историко-критический образ методики чтения
При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методик ...

Сочетаемостные возможности слова. Мотивированные и немотивированные слова
Словарный состав русского языка пред­ставляет собой определенную систему, так как слова в нем находят­ся в разнообразных связях. Будучи обозначениями предметов и яв­лений объективной действительности, словарные единицы прежде всего отражаю ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru