Понятие и воспитание культуры личности

Страница 3

Наиболее мощным инструментом такого воспитания являются традиции – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. Несмотря на то, что содержание традиций крайне изменчиво, это понятие обычно означает тот элемент культуры, который считается источником социальной стабильности и легитимности.

Другим мощным инструментом воспитания являются нормы – регулирующие правила, указывающие границы своего применения. Социальные нормы – стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от членов группы или общества и поддерживается с помощью санкций, они упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Отрицание социальных норм и ценностей, принятых в обществе является асоциальным поведением. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе и фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.

Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности выступают средства массовой информации (СМИ). Они нередко являются совоспитателями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы.

Причастность личности к народной культуре, которая утверждает в основном ценности традиционные, укорененные в исторической памяти, служит достаточно надежной защитой против действия сколь угодно изощренных культурных операторов. Однако в XX в., особенно во второй его половине, почти во всех странах и регионах наблюдается значительное ослабление влияния традиционной, народной культуры и даже ее постепенное исчезновение. Разрушению народной культуры и ее ценностной системы способствует стремительное развитие цивилизации, которая «осовременивает» бывшую «глубинку», стирает грани между центром и провинцией, городом и деревней. Важнейшую и, может быть, наиболее гибельную роль в разрушении народной культуры играют быстро прогрессирующие средства массовой информации. Если газета и радио еще как-то уживались с народной культурой, то уже телевизор нанес ей серьезнейший удар. Средства массовой информации разрушительны для народной культуры и сами по себе (сокращают досуг, почти сводят на нет народное художественное творчество, модернизируют быт, изменяют традиционный менталитет и т.п.), но еще более тем, что с ними в народную систему ценностей вторгаются низкопробные ценности рассмотренной выше массовой культуры. Однако последняя проникает в народ и по другим каналам, связанным с развитием цивилизации: через аудио- и видеокассеты, всякого рода рекламу, предметы повседневного обихода и т.п. Таким образом, в настоящее время причастность личности к народной культуре нельзя считать надежной защитой от давления культуры официальной.

Имеет место и социальное саморазвитие человека. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.

В процессе идейно-нравственных поисков личность осваивает разные культурные системы, вбирая все органичное и отталкивая чуждое. Будучи индифферентной, то есть равнодушной и безучастной по отношению к официальной системе ценностей, личность вырабатывает свою ценностную систему, ищет и обретает подлинную самодостаточность. При этом чаще всего индифферентная личность основывает свою культуру на ценностях «вечных», исконных, укорененных в естественной жизни человека и в его исторической памяти. В связи с этим обратимся к стихотворению Пушкина:

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Построение сценария информационного процесса
Описание информационной технологии представим в виде поведенческой модели (диаграммы IDEF3). В ней отражаются такие категории как действия (работы), события (соединения, перекрестки) и связи между действиями (временные, объектные), отражаю ...

Характеристика системы образования в районе
Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. Роль сельской школы в воспитательном пространстве определяется рядом существенных факторов и условий. Это тип самой школы, её специфика как образоват ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru