Для этого проведем серию уроков литературы в 9 классе в форме уроков-диспутов с целью активизации деятельности самих учащихся.
Центром любого диспута является проблема.
Подготовку к диспуту следует начать с выбора темы, ее правильной формулировки. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему диспута учителю необходимо выяснить, о чем учащиеся хотели бы открыто говорить. Педагог должен помочь им выбрать тему. Например, «Философия жизни Григория Александровича Печорина» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (метод проведения урока отражен в приложении Г).
На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.
Например:
1.Почему, говоря о Печорине, мы имеем в виду все поколение?
2.Каков Печорин, если судить героя по его поступкам?
3.Оправдывает ли Печорина его эпоха и воспитание?
4.Достоин ли Печорин подражания?
5.Что такое нравственность? Нравственен ли Печорин?
Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся.
Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, вывешивают правила ведения дискуссии, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.
Определены и необходимые условия для достижения наибольшей эффективности урока - диспута:
1) диспут должен носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия, чтобы не быть искусственной, должна определяться темой, интересной и доступной учащимся;
2) участие в диспуте должно быть действительно добровольным;
3) тема диспута должна быть по-настоящему проблемной – мнимый диспут, когда учащиеся играют роли оппонентов, а по сути дела изрекают бесспорные истины, вызовет у старшеклассников лишь раздражение;
4) предварительная постановка вопросов тоже может быть осуществлена самими учащимися.
Самым интересным и результативным является обращение к духовно-нравственным понятиям в период изучения в 9 классе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Появляется возможность их рассмотрения с противоположных сторон: любовь и ненависть, честь и бесчестие, верность и предательство, жестокость и милость. Разбираются понятия с одним корнем: милость, милостыня, милосердие. Говорим о понятии страсти, которые являются причиной грехопадения.
При знакомстве с творчеством М. Шолохова необходимо обязательно проследить историю развития казачества на Руси, познакомиться с их традициями, особенностями жизненного представления, раскрыть сложность характера каждого героя как носителя национальных традиций. В своих произведениях М.Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Но только тогда читатель обнаружит душу этого народа, когда поймет его судьбоносную для России историю, когда увлечет его жизнь вольных казаков, представленная на страницах ранней повести Л.Н.Толстого «Казаки» и в произведениях Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Новое о педагогике:
Категории компетенции и компетентности
Современная действительность диктует свои каноны и правила учебной и профессиональной самореализации. Сегодня важно не столько заучивание определенных норм и положений, сколько получение обобщенных знаний, позволяющих наиболее эффективно р ...
Сущность и принципы педагогики Монтессори
Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобо ...