Анализ результатов исследования и разработка механизма становления культуры личности подростка на уроках литературы

Новое в образовании » Формирование культуры личности подростков на уроках литературы » Анализ результатов исследования и разработка механизма становления культуры личности подростка на уроках литературы

Страница 1

1) При анализе полученных данных по методу М.Рокича, в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26% места и также не попадает в отвергаемые.

Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках – 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) – 22 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) – 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.

К числу не принимаемых, но и не особо отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).

В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь – классические ценности. Принимаемой ценностью у старшеклассников является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.

Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано, скорее всего, с осознанием своей неповторимости и уникальности.

2) Результаты диагностики по методике «Пословицы» (С.М. Петровой) позволили сделать вывод о том, что для испытуемых старшеклассников характерна неустойчивость желательных ценных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Так, например, с незначимостью материального благополучия в жизни 30% учащихся согласились частично, а остальные показали, что для них материальное благополучие значимее; пессимистическое отношение к жизни высказали 35% учащихся; индивидуалистское отношение к людям высказали 30% учащихся; незначимость соблюдения законов – 40% учащихся.

В то же время большинство опрашиваемых признает значимость дружбы – 80%; значимость ученья – 90%; стремление к достижениям в жизни – 75%; значимость труда 55%.

3) Результаты диагностики формирования морально-этических идеалов по творческим работам старшеклассников позволяют сделать вывод о том, что в ряде сочинений просматривается несформированность понятий об идеалах семейных отношений, дружбы, женском идеале; проскальзывает безразличие к судьбам и переживаниям героев изучаемых произведений; недостаточно выразительно отражены собственные взгляды и принципы.

В итоге можно сказать о том, что значительная часть подростков все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции. Но, тем не менее, выявлена необходимость совершенствования методики проведения уроков литературы с целью повысить уровень общей культуры старшеклассников.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Особенности словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Н.С. Жукова, Р.И.Левина, Т.Б.Филичева, А.В. Ястребова и другие учёные пришли к общему выводу о том, что дети с недоразвитием речи плохо владеют навыками образования имен прилагательных и существительных, недо ...

Речевые трудности аудирования
Речевые трудности аудирования являются объективными трудностями и в процессе обучения аудированию они определяются объективными параметрами: объемом явных продуктивных знаний, которые имеют принципиальное значение для рецептивной речевой д ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru