Организация работы по развитию творческого потенциала школьника

Новое в образовании » Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках » Организация работы по развитию творческого потенциала школьника

Страница 1

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс научно-исследовательских методов.

Адекватная диагностика развития творческого потенциала возможна при условии применения комплексной методики исследования.

Творческую деятельность не зря противопоставляют рациональной. Проявление рациональной деятельности легко проанализировать, просчитать. Отличительной же чертой творчества считается то, что оно не до конца алгоритмизировано, в нем всегда содержится выход за границы рационального развития мысли, элемент «инсайта», когда механизм выведения продукта деятельности вместо логического умозаключения заменяется интуитивным ходом, догадкой, воображением, фантазией.

Творчество – это процесс созидания нового, поэтому его исследование связано с определенными трудностями.

Задача получения необходимой информации об уровнях развития творческого потенциала была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик: прямого и косвенного наблюдения; бесед, опросов, количественного и качественного анализа экспертных оценок; изучения и анализа продуктов творческой деятельности (изложений, сочинений).

Проблема творческого потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы.

Задача получения необходимой информации об уровнях развития творческого потенциала была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик: прямого и косвенного наблюдения; бесед, опросов, количественного и качественного анализа экспертных оценок; изучения и анализа продуктов творческой деятельности (изложений, сочинений).

В начале эксперимента (на диагностическом этапе), с целью распознавания и оценки творческих способностей у учащихся учитель знакомится с таблицей, которая заполняется на каждого ученика, и помечает соответствующее деление в таблице обозначением: 1. «+»; 2. «скорее «+», чем «-»; 3. «скорее «-», чем «+»; 4. «-»; 5. «затрудняюсь ответить».

В качестве критерия при заполнении таблицы были предложены описательные ориентиры:

«+» - означает: наличие высоких творческих способностей, уверены, что они сформированы.

«скорее «+», чем «-» означает: наличие творческих способностей, но не очень уверены в их высокой сформированности.

«скорее «-», чем «+» означает: имеются некоторые зачатки творческих способностей, проявляются редко.

«-» означает: творческие способности отсутствуют, никогда не проявляются.

«затрудняюсь ответить»: не имею никакого представления о творческих способностях данного ученика.

Оценка проводилась по трем критериям творчества. Учитывались самостоятельность учащегося, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, умение учащихся создать в процессе движения к цели конечный продукт.

Выявляли уровень творческих способностей.

Проявление творческих способностей оценивалось в баллах в соответствии с указанными критериями.

"I" - низкий уровень самостоятельности, инициативности, ответственности; потребность к исследовательской, поисковой деятельности не проявляется или проявляется крайне редко; рассеянное внимание; главное, существенное, в изучаемом материале может выделить только с помощью учителя; слабая ориентация в проблемной ситуации; крайне редкое проявление интереса к процессу творчества.

"II" – средний уровень самостоятельности, активности, ответственности; эпизодическая потребность в исследовательской, поисково-преобразовательной деятельности; внимание достаточно устойчивое и длительное; умение ориентироваться в проблемной ситуации, но неспособность самих видеть и формулировать проблемы; достаточно высокое стремление к новой информации и эпизодическое к самому процессу творчества.

"III" – высокий уровень самостоятельности, инициативности, ответственности; своеобразие интересов, взглядов; большая потребность в исследовательской, поисково-преобразовательной деятельности; цепкое, длительное, устойчивое внимание; способность воспринимать материал комплексно, подмечая главное, существенное; беглое, гибкое, оригинальное мышление; стремление к самому процессу творчества, к новой информации; способность переноса знаний и умений в новую ситуацию; яркое, живое, необычное воображение; стремление к самовыражению и самоутверждению; умение ориентироваться в проблемной ситуации, способность самостоятельно видеть и формулировать проблемы; умение гибко видоизменять способы действия в соответствии с поставленной задачей.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Сущность методов воспитания и их классификация
Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь.» Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимо ...

Признаки проблемного обучения
Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение. Иногда проблемное обучение противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, что является глубоко ошибочным. Проб ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru