Среди субъективных факторов семейного воспитания выделяют:
Время рождения и место в ряду других детей - первенец, младший, старший, единственный - влияет на образ Я ребенка;
Структура семьи - наличие одного или обоих родителей, старшего поколения, других родственников - определяет статус или роль ребенка в семье;
Нормы и образцы поведения членов семьи закладывают привычки и стереотипы детского поведения, отношения к себе и другим;
Формы внутрисемейного общения и проведения досуга определяют коммуникабельность ребенка, развитие его креативности;
Деятельность и атмосфера в семье - трудовая, нравственная, интеллектуальная - влияет на способы действия, общения ребенка с другими людьми;
Прошлый опыт детства самих родителей - переживания, общение, деятельность в детстве - почти зеркально отражается на воспитании ребенка, его образе будущего;
Детское имя - его выбор и использование близкими - закрепляет определенный Я образ ребенка в настоящем и будущем.
Наиболее значимыми задачами семейного воспитания являются:
сохранение здоровья ребенка (развитие тела), поддержка его природно-естественных сил;
забота о самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей ребенка (развитие творческой воли, способностей, стремления к творческой деятельности);
помощь в комфортной социализации ребенка (забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдение гражданских прав и обязанностей);
формирование опыта эмоционально-нравственных отношений (развитие души, добросердечности, отзывчивости, ответственности);
трудовое воспитание, помощь в выборе профессии (развитие трудолюбия, способов самостоятельного, ответственного труда, поддержка в профессиональном выборе);
забота об общекультурном и информационном развитии, обеспечение социальной компетентности ребенка (развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорганизации поведения);
половое воспитание, подготовка детей к самостоятельной семейной жизни (поддержка желания к продолжению рода, умений ведения домашнего хозяйства, помощи родным и их защиты).
Важнейшими принципами семейного воспитания являются: атмосфера альтруизма, безопасность, единство.
Атмосфера альтруизма. Ведущее духовное условие, способ существования успешного становления в семье творческого Я, социальных отношений личности ребенка: это общий гуманный строй духовно-душевной жизни семьи, выражающийся во взаимной заботе, любви и привязанности, активной взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании друг другу; в готовности пожертвовать своим временем, покоем, энергией, интересами ради ближнего и слабого; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем, от добрых дел ради другого;
является механизмом эмоциональной защиты и нравственного роста личности ребенка, его образа собственного Я, повышает уверенность ребенка в себе и своей ценности;
создает индивидуальный опыт гуманных отношений с окружающим миром, открывает путь к деликатности, тонкости, сострадательному пониманию, к упражнениям в идеальных нормах человеческого общежития;
особенно важна в семье в период младенчества - от 0 до 1,2 лет, в экстремальных ситуациях болезни ребенка, его длительного пребывания без родителей;
ее сохранение особо значимо в "пиках" циклического природно-энергетического развития ребенка - в 2,4; 3,6; 4,8; 7; 9,4; 10,6; 11,8; 14; 16,4; 17,6; 18,6 (лет, месяцев).
Новое о педагогике:
Принципы и сущность технологии академика В.М. Монахова
Педагогическая технология академика В.М. Монахова скрупулезно учитывает проекты Государственных образовательных стандарта как школьного, так и вузовского. Перечислю некоторые принципы, которые, по моему мнению, позволят гарантировать дости ...
Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечива ...