от рождения до 3-х лет – бессознательное "впитывание";
от 3-х до 6 лет – осознанное "впитывающее мышление".
Осуществляя влияние на ребенка, взрослый должен учитывать сенситивные периоды развития (СП), которые характеризуются особой восприимчивостью к тем или иным сторонам действительности.
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основная задача метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метод Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Ребенок находится в центре развивающей среды, в которой он "строит" себя сам. Монтессори выделяла три аспекта построения ребенком себя:
Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.
Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю (движения) и внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного).
Внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является стимулом для его активности.
Окружающая среда.
В Монтессори-группе ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. Чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований:
Красота помещения и его оборудования.
Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет).
В среде должен быть порядок.
Наличие зон в расположении материала.
Наличие подготовленного педагога (воспитателя).
Разновозрастный подход к комплектованию группы детей позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача знаний от старших к младшим.
Учитель.
Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Воспитатель, по Монтессори, представляет собой связующий элемент между ребенком и воспитывающей средой, в которой ребенок самостоятельно действует и развивается с помощью дидактических материалов.
Требоваhия к моhтессори-учителю:
1. Утверждать неповторимость каждого ребенка.
2. Овладеть психотехническими приемами, необходимыми для практической реализации принципов гуманистической педагогики Монтессори:
эмпатия - безоценочное принятие и прояснение любого чувства ребенка
безусловное принятие любого человека
соответствие языка слов и языка тела чувствам человека, т.е. человек говорит именно то, что чувствует и подтверждает это точными жестами.
стремление к собственному личностному и профессиональному росту.
Новое о педагогике:
Анализ результатов исследований по автоматизации и дифференциации звуков с
использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников 6-летнего возраста выявило значительное недоразвитие моторных функций у части детей с дизартрией. Опираясь на исследования Л.В. Лопатиной (1986) и Р.Е. Левиной мы ...
Труд и развитие общества
Труд – необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшее для формирования личности деятельность. Труд – есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собстве ...