Формы индивидуализации обучения

Страница 1

Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств.

Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выделяет 3 основные формы индивидуализации:

— дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам и программам. Так создаются относительно гомогенные группы;

— внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы;

— прохождение учебного курса в индивидуально-различном темпе: или убыстренно или замедленно (схема 2).

Дифференциация проявляется в комплектации классов. В общеобразовательной школе до сих пор распространено два типа сравнительно гомогенных классов (школ): 1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений; 2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

Первые можно разделить на два вида:

А) классы сформированные уже в начальных классах (изобразительное и прикладное искусство, музыка, хореография, иностранные языки);

Б) классы с углубленным изучением отдельных предметов.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов на низшей ступени обучения создаются в основном по тем предметам, специальные способности по которым могут проявляться уже в раннем возрасте и упражнение в которых с раннего возраста особенно необходимо.

Схема 2.

Формы индивидуализации обучения

Підпис: 31

Классы и школы, созданные на основании дефектов, в общем, умственном развитии и состоянии здоровья, рассчитаны на детей с отстающим и аномальным развитием.

Для этих детей были созданы классы выравнивания.

В психологическом аспекте классы выравнивания исследовала Н.А. Менчинская. На основании результатов экспериментального обучения Н.А. Менчинская считает, что для достижения успеха в таких классах особенно важен тактичный подход к учащимся, оптимум в общении с ними, организация работы в группах продленного дня и рациональный режим дня в этих группах.

В школьной системе долгое время уже с начальных классов используются как гомогенные, так и гетерогенные классы. Здесь приводятся аргументы как в пользу одного, так и в пользу другого вида классов. В качестве доказательства преимуществ гомогенных классов приводят следующие аргументы: учителю легче работать, ему удобнее приспособиться к различному типу усвоения различными учащимися учебного материала, поскольку здесь различия менее значительны. У слабых учащихся не возникает отрицательных эмоций.

Против гомогенных классов выдвигаются следующие аргументы: осознание учащимися того, к какому классу он принадлежит, влечет за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся остаются без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития.

Л.В. Занков, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребенка, утверждал, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полноценного развития ребенка необходимо обучение в таком классе, который состоял бы из различных индивидуальностей.

Учение в индивидуальном темпе – это очень старая форма обучения. До возникновения классно-урочной системы, как правило, использовалась именно эта форма, а в работе домашнего учителя – гувернера эта форма была вообще неизбежной.

В начале нынешнего столетия были сделаны неоднократные попытки перевести обучение на индивидуальный темп. Это стремление выросло из исследований, которые показали, что темп изучения школьников при прочих равных условиях различен.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы
Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приорите ...

Методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего возраста
С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-ме ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru