Формы индивидуализации обучения

Страница 1

Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств.

Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выделяет 3 основные формы индивидуализации:

— дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам и программам. Так создаются относительно гомогенные группы;

— внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы;

— прохождение учебного курса в индивидуально-различном темпе: или убыстренно или замедленно (схема 2).

Дифференциация проявляется в комплектации классов. В общеобразовательной школе до сих пор распространено два типа сравнительно гомогенных классов (школ): 1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений; 2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

Первые можно разделить на два вида:

А) классы сформированные уже в начальных классах (изобразительное и прикладное искусство, музыка, хореография, иностранные языки);

Б) классы с углубленным изучением отдельных предметов.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов на низшей ступени обучения создаются в основном по тем предметам, специальные способности по которым могут проявляться уже в раннем возрасте и упражнение в которых с раннего возраста особенно необходимо.

Схема 2.

Формы индивидуализации обучения

Підпис: 31

Классы и школы, созданные на основании дефектов, в общем, умственном развитии и состоянии здоровья, рассчитаны на детей с отстающим и аномальным развитием.

Для этих детей были созданы классы выравнивания.

В психологическом аспекте классы выравнивания исследовала Н.А. Менчинская. На основании результатов экспериментального обучения Н.А. Менчинская считает, что для достижения успеха в таких классах особенно важен тактичный подход к учащимся, оптимум в общении с ними, организация работы в группах продленного дня и рациональный режим дня в этих группах.

В школьной системе долгое время уже с начальных классов используются как гомогенные, так и гетерогенные классы. Здесь приводятся аргументы как в пользу одного, так и в пользу другого вида классов. В качестве доказательства преимуществ гомогенных классов приводят следующие аргументы: учителю легче работать, ему удобнее приспособиться к различному типу усвоения различными учащимися учебного материала, поскольку здесь различия менее значительны. У слабых учащихся не возникает отрицательных эмоций.

Против гомогенных классов выдвигаются следующие аргументы: осознание учащимися того, к какому классу он принадлежит, влечет за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся остаются без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития.

Л.В. Занков, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребенка, утверждал, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полноценного развития ребенка необходимо обучение в таком классе, который состоял бы из различных индивидуальностей.

Учение в индивидуальном темпе – это очень старая форма обучения. До возникновения классно-урочной системы, как правило, использовалась именно эта форма, а в работе домашнего учителя – гувернера эта форма была вообще неизбежной.

В начале нынешнего столетия были сделаны неоднократные попытки перевести обучение на индивидуальный темп. Это стремление выросло из исследований, которые показали, что темп изучения школьников при прочих равных условиях различен.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Психолого-педагогическре обоснование игры как способа организации урока географии
Психологи и врачи, неоднократно проводя эксперименты, научные исследования, пришли к выводу, что игра побуждает мозг к действию, «к стимуляции». Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заклю ...

Этап непосредственной реализации процесса исправления
Реализация процесса исправления и перевоспитания начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникнове ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru