Формы индивидуализации обучения

Страница 4

Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путем группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Эта форма индивидуализации учебной работы универсальна, поскольку ее можно и нужно использовать в гомогенных классах, так как эти классы, гомогенны лишь относительно. Эту форму можно использовать во всех школах, независимо от их величины и местонахождения.

В дополнение к трем основным формам индивидуализации используются и разные комбинации. Одной из основных возможностей в этом отношении является создание постоянных или временных относительно гомогенных групп по какому-либо предмету или по разделу, причем и учащиеся, составляющие эти группы по остальным предметам, будут заниматься в своих обычных классах.

Этим достигается сразу две цели: преодолеваются те воспитательные и организационные недостатки, которые были присущи гомогенным классам; одновременно здесь появляется возможность более гибко, чем в обычных классах, учитывать индивидуальные особенности учащихся.

В отечественной школьной системе использование некоторых из этих вариантов предусмотрено учебным планом, а именно формирование групп по интересам при преподавании факультативных курсов, введенного в учебные планы общеобразовательной школы в 1966 году. Задачи факультативов развития разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации. Эти задачи остались почти такими же и в нынешней школе. Зато значения факультативных курсов, значительно возрастает.

Факультативные предметы ценны еще в том смысле, что они увеличивают гетерогенность классного коллектива тем, что одни учащиеся становятся более информированными по одному предмету, другие – по другому, а это создает возможность для взаимного обмена культурными ценностями.

Специфика факультативных курсов учебной работы заключается в том, что учащиеся получают здесь более широкие и глубокие знания, чем это предусмотрено обязательной школьной программой.

Факультативные курсы помогают выполнять свои задачи в качестве стимулятора индивидуализации при двух условиях. Во-первых, они должны охватывать возможно более широкий круг дисциплин, чтобы удовлетворять разнообразную потребность учащихся. Во-вторых – предоставление возможно большого выбора не только для школ, но и для учащихся, - конечно, в границах возможности школы возможность свободного выбора уже сама по себе стимулирует возникновение интереса.

В современной школе весьма актуальными стали еще альтернативные предметы. В случаи факультативных предметов у школьников есть возможность свободного выбора: он должен решить, изучать какой-либо предмет или нет.

При альтернативных же предметах он обязан выбрать один из предложенных предметов.

С одной стороны, это лишает ученика возможностей отказаться от изучения какого-либо предмета вообще, что в воспитательном смысле необходимо, когда классе есть пассивные и ленивые ученики. С другой стороны, это активизирует учащихся, ставит их перед необходимостью осуществлять выбор.

Альтернативная образовательная сеть существует во многих странах и дает возможность детям расширить знания соответственно их индивидуальным особенностям.

Таким образом, формы индивидуализации и их комбинации предусмотрены главным образом для учета индивидуальных различий между учащимися. Они способствуют в основном реализации таких целей обучения, которые связаны с передачей знаний, формированием умений и навыков учащихся, с развитием их умственных способностей.

Страницы: 1 2 3 4 

Новое о педагогике:

Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием
Эксперимент проходил на базе гимназии №1 города Тулы в 11 б классе в течение 2 месяцев. Целью эксперимента являлась разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование навыков монологического высказывания у старших школьнико ...

Особенности и классификация самостоятельной работы учеников из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru