Формы индивидуализации обучения

Страница 4

Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путем группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Эта форма индивидуализации учебной работы универсальна, поскольку ее можно и нужно использовать в гомогенных классах, так как эти классы, гомогенны лишь относительно. Эту форму можно использовать во всех школах, независимо от их величины и местонахождения.

В дополнение к трем основным формам индивидуализации используются и разные комбинации. Одной из основных возможностей в этом отношении является создание постоянных или временных относительно гомогенных групп по какому-либо предмету или по разделу, причем и учащиеся, составляющие эти группы по остальным предметам, будут заниматься в своих обычных классах.

Этим достигается сразу две цели: преодолеваются те воспитательные и организационные недостатки, которые были присущи гомогенным классам; одновременно здесь появляется возможность более гибко, чем в обычных классах, учитывать индивидуальные особенности учащихся.

В отечественной школьной системе использование некоторых из этих вариантов предусмотрено учебным планом, а именно формирование групп по интересам при преподавании факультативных курсов, введенного в учебные планы общеобразовательной школы в 1966 году. Задачи факультативов развития разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации. Эти задачи остались почти такими же и в нынешней школе. Зато значения факультативных курсов, значительно возрастает.

Факультативные предметы ценны еще в том смысле, что они увеличивают гетерогенность классного коллектива тем, что одни учащиеся становятся более информированными по одному предмету, другие – по другому, а это создает возможность для взаимного обмена культурными ценностями.

Специфика факультативных курсов учебной работы заключается в том, что учащиеся получают здесь более широкие и глубокие знания, чем это предусмотрено обязательной школьной программой.

Факультативные курсы помогают выполнять свои задачи в качестве стимулятора индивидуализации при двух условиях. Во-первых, они должны охватывать возможно более широкий круг дисциплин, чтобы удовлетворять разнообразную потребность учащихся. Во-вторых – предоставление возможно большого выбора не только для школ, но и для учащихся, - конечно, в границах возможности школы возможность свободного выбора уже сама по себе стимулирует возникновение интереса.

В современной школе весьма актуальными стали еще альтернативные предметы. В случаи факультативных предметов у школьников есть возможность свободного выбора: он должен решить, изучать какой-либо предмет или нет.

При альтернативных же предметах он обязан выбрать один из предложенных предметов.

С одной стороны, это лишает ученика возможностей отказаться от изучения какого-либо предмета вообще, что в воспитательном смысле необходимо, когда классе есть пассивные и ленивые ученики. С другой стороны, это активизирует учащихся, ставит их перед необходимостью осуществлять выбор.

Альтернативная образовательная сеть существует во многих странах и дает возможность детям расширить знания соответственно их индивидуальным особенностям.

Таким образом, формы индивидуализации и их комбинации предусмотрены главным образом для учета индивидуальных различий между учащимися. Они способствуют в основном реализации таких целей обучения, которые связаны с передачей знаний, формированием умений и навыков учащихся, с развитием их умственных способностей.

Страницы: 1 2 3 4 

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru