Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях

Новое в образовании » Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении » Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях

Страница 8

• помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;

• содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;

• способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и технологически.

Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:

наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;

обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;

включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;

обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.

Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:

• стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;

• умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;

• способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;

• готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

- Не навреди.

- Не оценивай.

- Принимай человека таким, каков он есть.

- Соблюдай конфиденциальность.

- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

- Минимум специальных терминов.

- Соблюдай принцип добровольности.

Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями — задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

В нынешней ситуации культурно-идеологической перестройки так называемые девиантные (отклоняющиеся) формы личностного развития стали чертой возрастной психологии в условиях воспитания, определяемого лозунгами «идеологии — нет, идеалам — да», «послушание не формирует идеалов», «следуя инструкции, личность не развивается», «свобода лишена идеологии» и т.п. В нашей стране, как и за рубежом, потребность в человеке нового типа, принадлежащем мировой культуре и единому информационному пространству, заставила взрослых смириться с неизбежными рисками свободы выбора незрелой личности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новое о педагогике:

Из истории задач с одинаковыми цифрами
Первое упоминание о подобных задачах можно найти в отечественной книге «Занимательные и увеселительные задачи, изданные Иваном Буттером». Символично, что общее количество заданий сборника представляет собой число, состоящее из одинаковых ц ...

Сравнительный анализ результатов исследования состояния словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием
Подробный количественный и качественный анализ полученных данных происходил по балльной системе и в процентном соотношении. Результаты, выявленные у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием, сравнивались и сопоставлялись между с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru