Развитие игры есть переход детей к более глубокому, связному и осмысленному воспроизведению жизни людей. И чем более активно ребенок участвует в этой жизни, тем больше узнает ее, тем разнообразнее, правдивее, содержательнее становятся его игры.
В своих играх младшие дети воспроизводят сохранившееся у них представления об отдельных вещах, но они еще не связываются у них в единую картину мира. В играх малышей ярко выступает неустойчивость их внимания, повышенная эмоциональная возбудимость. Способность к волевым усилиям еще очень слаба у младшего дошкольника, поэтому они так быстро и легко изменяют направление своей игры. Любое услышанное слово, взгляд, брошенный на соседа, играющего с другой игрушкой, побуждает ребенка изменить свою игру. Здесь выступает особенно ярко значительная роль подражания, характерная для младших детей.
Игра может быть успешно использована воспитателем для упражнения ребенка в волевом усилии. Так, играя в летчика или врача, продавца или водителя, ребенок невольно ограничивает, сдерживает себя взятой ролью и таким путем упражняется в волевой выдержке.
Особенности психики ребенка подсказывают такое руководство детскими играми, которое обеспечивает наилучшие условия для развития маленьких детей. Трехлетний ребенок часто еще не умеет играть: он не рождается с умением играть, воспитатель должен его научить этой деятельности. Если в старшей группе педагог иногда только следит за игрой детей, отвечает на вопросы и уточняет их знания, то в младшей группе роль воспитателя значительно более активна. Нужно организовать деятельность ребенка: подсказать ему тему игры или включить в совместную игру с кем-либо из детей и на себя взять какую-то роль. Игры под руководством воспитателя приносят огромную пользу детям. Их знания становятся более четкими, осмысленными и связными. Они постепенно складываются в известную систему.
Активно действую в разных ролях (в роли шофера, строителя, матери), дети закрепляют такие ценные привычки и чувства, как вежливое обращение друг к другу, заботу о товарище, аккуратность в обращении с предметами обихода др. Они учатся действовать последовательно и организованно. Это очень важно для развития у них волевых разумных действий, для формирования основных черт, складывающегося характера.
Игра доставляет огромную радость детям, особенно живущим в коллективе. Исследования показывают, что игра небольшими группами по 3-4 человека создает наилучшие условия для быстрого умственного и нравственного развития детей младшего возраста, в частности для развития их кругозора, мышления, речи.
Новое о педагогике:
Психолого-педагогическое обоснование творческих способностей
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает ...
Социальный педагог в центре социальной помощи семье и детям
Обязанности и права социального педагога: В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан: Руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, Положением и Правилами внутреннего рас ...