Историзм в содержании школьного курса физики

Страница 1

Одним из средств приобщения учащихся к исторической культуре является преподавание уроков физики. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность.

Немало впечатлений может дать и дает деятельность учения. В физике, например, нередко говорят: “Красивое, изящное решение или доказательство”, понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления.

Роль историзма в обучении физики в настоящее время объективно возрастает. Главная трудность в преподавании истории физики заключается в диспропорциях между ее огромным материалом и количеством часов, отводимых на изучении этого предмета. Если говорить обо всем и понемногу, то существует опасность сбиться на простое перечисление имен и открытий. Историю физики нельзя сводить к обычному справочнику.

Историю физики следует воспринимать как синтез естественно научного и гуманитарного подходов к изучению природы и общества. Если первый из них характеризуется точностью, обоснованностью, логическими связями частей, то второй подход привносит в историю физики сильное эмоциональное воздействие, ощущение сопричастности к происходящим событиям, характерные для всей области исторической науки. Именно поэтому изучение истории физики можно рассматривать как одно из главных направлений гуманитаризации естественно - научного образования. Для большинства точных наук изучение истории является наилучшим способом реализовать их гуманизацию.

Учителя-педагоги обращаются к истории физики, когда хотят «оживить» урок, сделать его интересным. Однако подчас «интересность» истории физики видят в исторических курьезах и легендах, в забавных и любопытных сведениях об отдельных ученых и внешне эффектных исторических эпизодах. Спору нет, включение в урок такого рода сведений может быть и полезным.

Таким образом, можем сказать, что историзм в преподавании физики - это

одно из важных средств развития у школьников интереса к науке;

одно из средств формирования научного мировоззрения учащихся в процессе преподавания физики;

одно из средств нравственного и общественно-политического воспитания учащихся;

Все это способствует повышению качества знаний учащихся, характеризуя основные функции преподавания физики.

Особое место среди форм использования историзма принадлежит биографиям ученых, которые могут быть даны либо в достаточно полном изложении, либо в виде отдельных фрагментарных сведений.

Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие формы использования историзма в обучении физики:

1) вводные исторические обзоры, выступающие как средство обоснования новых знаний;

2) заключительные исторические обзоры, выступающие как средство систематизации и обобщения знаний;

3) описания истории отдельных открытий, фундаментальных опытов, являющихся средством обоснования знаний;

4) полные биографии ученых и фрагментарные биографические сведения, служащие целям формирования личности ученика;

5) задачи с историческим содержанием.

Важной методической задачей является определение содержания и формы изложения биографических сведений об ученых как специфического учебного материала.

В развитии методики преподавания физики в школе и в педвузах важное значение имеет не только большая по объему работа учителей и методистов по практической реализации идеала обучения этому предмету, но и советы, рекомендации, критические замечания со стороны ведущих ученых физиков. Как для учителей, так и учеников, представляют интерес высказывания ученых разных стран и эпох о преподавании физики. Учителя и практики смогут из этих высказываний выделить ценное, найти авторитетное подтверждение каким-то своим убеждениям, в чем-то критически осмыслить прочитанное и на основе собственного опыта преподавания конкретизировать его с соответствующими поправками на свое время и условия обучения.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Логическое проектирование базы данных
Целью данного этапа является построение логической модели, ориентированной на применение конкретной системы управления БД. Логическое проектирование начинается с того, что каждому понятию концептуальной модели ставится в соответствие понят ...

Особенности социально-культурной среды современного российского села
Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru