Проблема обоснования и обобщения знаний на основе использования историзма

Новое в образовании » Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры » Проблема обоснования и обобщения знаний на основе использования историзма

Страница 2

В ряде случаев исторический способ не является единственно возможным, и учитель должен решать, какому из способов отдать предпочтение. Так, факт существования давления света можно обосновать, рассказав об опытах П.Н. Лебедева, а можно вывести его путем логических рассуждений, опирающихся на представления учеников об электромагнитной волне и ее действии на проводящий материал.

Учебная информация исторического характера не должна быть обязательной для запоминания во избежание перегрузки памяти. Если, в конечном счете, у школьников обоснования и доказательства и обоснования выполнят свою главную роль – формирование пытливого, антидоматического стиля мышления.

Таким образом, использование историзма как средства обоснования новых знаний может осуществляться двух формах: во-первых, в виде исторического образа развития взглядов по какой-либо фундаментальной физической проблеме, которая обсуждалась и развивалась на протяжении длительного периода развития науки, и, во-вторых, в виде исторического материала, содержащего описание отдельных фундаментальных экспериментов.

Примерами первой формы использования историзма как средства обоснования знаний могут являться такие вводные исторические обзоры, как «История возникновения и утверждения концепции поля», «История установления закона сохранения и превращения энергии», «История создания основ теории относительности» и некоторые другие.

В качестве примеров второй Фомы использования историзма как средства обоснования историзма как средства обоснования знаний можно привести такие описания истории отдельных важнейших открытий, как «Открытие давления света», «Опыты Герца по обнаружению электромагнитных волн и их свойств», «Открытие радиоактивности», «Открытие рентгеновского излучения» и некоторые другие.

Изучая физику, школьники приобретают множество сведений о понятиях и идеях, которые являются фундаментальными в физической науке.

Обобщение и систематизация учебного материала могут быть успешными при соблюдении, по крайней мере, двух педагогических требований. Одно из них состоит в том, что обобщение должно осуществляться на основе фундаментальной научно идеи, выполняющей роль систематизирующего фактора. Второе требование состоит в том, что обобщение, поскольку оно связано с повторением изученного, должно обязательно содержать элемент новизны.

Поскольку логика развертывания учебного материала в курсе физики, как правило. Не соответствует историческому ходу развития физики, то и обобщение знаний осуществляется учителем обычно в логическом, а не в историческом плане, что вполне правомерно. Однако это не исключает возможности обобщения и систематизации знаний на исторической основе. Более того, в ряде случаев исторический путь построения обобщения учебного материала является абсолютно неизбежным.

Действительно, обобщенный материал в конце курса 11 класса о физической картине мира должен с неизбежностью содержать сведения об эволюции научных представлений о мире. Только при этом условии картина мира. Рисуемая современной наукой, предстанет перед учеными как закономерный итог развития физики, наследующий из прошлого все элементы абсолютного знания, как процесс, а не как нечто застывшее и нетленное.

Таким образом, одной из возможных форм обобщения систематизации учебного материала являются исторические образы развитии некоторых ведущих идей современной физики. Обобщающие образы исторического характера могут быть посвящены таким темам, как «История развития идеи атомизма», «История развития идеи дискретности электричества (открытие электрона)», «История развития идеи близкодействия (поля)», «История развития идеи корпускулярно-волнового дуализма света», «Эволюция физической картины мира».

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru