Физика в контексте мировой культуры

Страница 2

При рассмотрении на уроках процесса познания физических явлений очень важно уделять внимание не только успехам науки (тем более что они составляют весьма малую долю деятельности ученого), но и научным ошибкам и заблуждениям. Обращение к ним позволяет формировать у учащегося достаточно объективные представления о том, как «добываются» научные знания в действительности, и какова истинная цена труда ученого. К тому же это позволяет вырабатывать у молодого поколения своеобразный иммунитет против мистики и суеверий и осознавать причины противостояния науки и антинауки.

Философия науки и культурология свидетельствуют о том, что толкование событий в развитии науки вне учета истории культуры приводит к чрезвычайно обедненной, подозрительно прямолинейной и потому не вполне объективной картине человеческих усилий в исследовании природы. Вне показа взаимодействия науки со всеобщей историей, философией и религией, существенно влиявшими на процесс включения научных достижений в жизнь общества и осознание их мировоззренческой и культурной значимости, наши объяснения многих причин победы человеческого разума представляются учащимся несколько схематичными, легковесными и потому надуманными.

И в этой связи следует обращать внимание учащегося на определенную изолированность научных событий от повседневной жизни человеческого общества. Поэтому необходимо отделять факт признания научного открытия учеными от процесса его восприятия элитой общества, а затем обществом в целом. Нередко эти два события разделены значительным временным расстоянием. Если, к примеру, учение Н.Коперника было признано астрономами во второй половине XVIII в., когда широкое распространение получили идеи «духовного гелиоцентризма» (стремление человека работать над своим несовершенным бытием и приближением к духовному центру – Единому, Благу, Логосу и Абсолюту).

Не менее важно на примерах изучения конкретных учебных тем показать учащимся широкое применение физических знаний, методов в самых разных областях современной деятельности человека, демонстрируя тем самым и одновременно обосновывая значительную культурную ценность физико-математических наук. Особое внимание при этом целесообразно уделять вопросам, имеющим отношение к близким будущим профессиям многих и многих учащихся школ, гимназий и лицеев.

Существенным моментом в формировании личности ученика становится знакомство с творчеством выдающихся физиков мира. И здесь очень важно раскрывать личность ученого во всем ее богатстве и противоречиях, во взаимодействии со своей эпохой и близким окружением, в столкновениях великого разума и не менее великих страстей. При этом может быть использован такой прием: ученые прошлого отвечают на актуальные для современности вопросы, вовлекаются в дискуссии «в качестве живых собеседников и даже проницательных наставников».

Все направления гуманитаризации преподавания должны реализовываться в соответствии с изучаемым материалом, не подменяя и не вульгаризируя его. Чтобы «окультуривание» материала приводило к глубокому пониманию фундаментальных идей и осознанию их мировоззренческой ценности, в учебный процесс должны быть внесены определенные изменения. Прежде всего, необходимо осуществлять следующее: дифференцированный подход в изучении курса физики (фундаментальные идеи и представления изучаются основательно, другие вопросы программы рассматриваются достаточно кратко либо только упоминаются с тем, чтобы образовать общую картину мира физических явлений; одновременно используются более экономичные, логически и дидактически оправданные формы в изучении отдельных разделов и подразделов учебного курса); применение на уроках упрощенных математических и экономных демонстрационных форм обоснования изучаемого материала (в отдельных случаях математические преобразования целесообразно заменить качественными соображениями, раскрывающими механизм физического явления); поиски тщательного выверенных форм проведения лабораторных работ, решения задач, организации контроля знаний и умений учащихся.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Методические приемы формирования читательской компетенции
Процесс обучения обязательно должен носить двухсторонний характер: учитель обучает, ученик учится. Решающая роль в педагогическом процессе обязательно принадлежит учителю. Его задача – в первую очередь привлечь внимание к себе, а затем - к ...

Воспитание силы
В программе по физической культуре для школ, начиная с 1 класса, предусматривается силовая подготовка детей. Сила-способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему путем мышечных усилий. Для развития собственно- ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru